Этнос - Эвенки
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура эвенков - Религия

Шаманизм

        В конце XIX - начале XX в. шаманы играли особую, еще до конца не получившую освещения в литературе роль в жизни первобытно-общинного родового строя. В основе шаманизма эвенков-орочонов, как и у других народов Сибири и Дальнего Востока, лежало представление о способности особого лица - шамана - выступать посрёдником между людьми и сверхъестественным миром. Шаман при помощи различного рода духов-помощников "охранял" души опекаемой им группы эвенков от враждебных духов и несчастья. Духи-помощники находились под контролем шамана, и он регулировал их действия.
        Шаман, монополизировавший право общения с духами-охранителями рода, представлялся сородичам человеком с особыми, недоступными для" других людей качествами, отличающимся по своей телесной и духовной сущности. Он выступал как центральная фигура рода, играющая заметную роль в его жизни. Если после смерти шамана в роде не оставалось его последователей, то члены рода верили в то, что их будущее под угрозой.
        Роль шаманов в обществе была многоплановой. У эвенков-орочонов шаманы подразделялись по происхождению "корней", т. е. шаманской силы, на шаманов, имевших корни снизу, и шаманов, имевших корни сверху. Шаманы первого вида в основном занимались лечением людей, животных, "добывали" плодородие роду, а все остальные камлания у них были менее удачными". Эту категорию шаманов эвенки считали колдунами, которые могут навести порчу на людей, животных и т. д. Их боялись и старались меньше контактировать с ними. Они носили костюм из медвежьей шкуры или ровдуги лося.
        Шаманам, имевшим корни сверху, более удавались камлания, направленные на добывание охотничьей удачи и размножение поголовья оленей. Их костюм изготавливался из ровдуги дикого оленя или лося. Существовали шаманы, имевшие корни и сверху и снизу. Их костюмы изготовлялись только из ровдуги лося.
        По рассказам информаторов, зачастую шаманы владели гипнозом. В. К. Арсеньев во время путешествия по Сихотэ-Алиню наблюдал, как шаман при помощи гипноза вылечил его проводника. Он писал: "Вне всякого сомнения, что целый ряд нервных заболеваний шаманы могут излечивать с помощью гипноза". В частности, как сообщают пожилые эвенки, они могли также устраивать различные фантастические представления, например, имитировать наводнение, при котором присутствующие приподнимали полы одежды и поднимались на возвышенные места, вызывать различных диких животных, вылетать в дымовое отверстие из юрты, глотать ножи, пальмы и угли, вызывать молнию и раскалывать лиственницы и т. д.

Литература
Hosted by uCoz