Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Семья

Свадьба семейских | Структура и состав семьи | Рождение и воспитание ребенка | Брак
Брак

        В семейских селах раньше насчитывалось до 11 различных религиозных толков и браки между людьми разных толков запрещались, не говоря уже о том, что не допускались браки с людьми другой веры и национальности. В силу укоренившихся взглядов и сама молодежь избегала браков с "иноверцами", боясь "кары божьей". Браки с иноверцами не только осуждались, но и расторгались уставщиками. Такие брачные пары уже не могли жить в родном селе, поскольку их избегали все родные. Особенностью брачного права семейских был запрет браков между сравнительно дальними родственниками. Разрешался брак только в восьмом колене. Брак "родственников" в седьмом колене считался "страшным грехом". Если это родство обнаруживалось, брак расторгался уставщиком. В селах были знатоки родословных (хотя и неграмотные люди), к ним приходили на поклон брачующиеся пары. Требовалось их согласие па брак. Для выяснения иногда запрашивали волостное правление, где по ревизским сказкам устанавливали возраст. Волостное правление выдавало письменную справку, поскольку у семейских на руках никаких документов о рождении не было, а священник отказывался венчать.
        Долгое время семейские придерживались своей веры, строго следуя "священному писанию". Постепенно фанатизм исчезал, но некоторые нормы быта, присущие старообрядцам, поддерживались отсталыми консервативными людьми из среды семейского населения. Молодое поколение в своих взаимоотношениях, особенно в вопросах брака, уже почти уничтожило религиозные условности. Молодежь в семейских селах Забайкалья вступает в брак по взаимной симпатии. Много браков заключается между семейскими и несемейскими. Такие браки появились, когда молодежь из семейских селений стала выезжать в города на работу и учебу. Теперь семейские и в своих селах вступают в брак с русскими, украинцами, татарами, приехавшими в их село из других мест.
        Семьи брачащихся роднятся между собой - ездят в гости, переписываются. Однако браки между семейскими и бурятами в конце 50-х - начало 60-х годов зафиксированы не были.
        Следует отметить, что у сибиряков, ссыльных переселенцев, браки допускались и с людьми другой национальности, принявших православие. Этому способствовало то, что ссылали нередко одиноких мужчин и женщин. При поселении на постоянное жительство одиноких приписывали к какой-нибудь русской семье, и приписанный, будь то поляк, чуваш, башкир или человек другой национальности, входил в состав семьи и записывался русским. У казаков также допускались браки с людьми другой национальности, принявших православие. Были нередки случаи, когда бездетные русские семьи брали на воспитание мальчиков из семей бурят, эвенков, крестили их, давали им русские имена и записывали уже русскими под своей фамилией, затем женили по православному обычаю на русских девушках. Встречалось и обратное - бездетные бурятские семьи брали в многодетных бедных русских семьях на воспитание детей и женили затем на бурятках по своему обычаю.
        Общими и для семейских, и для других групп русских Забайкалья были места знакомства молодежи. Такими местами бывали гулянья в селениях во время праздников. Кроме того, летом молодежь вечерами собиралась в излюбленных местах, обычно вдали от жилых домов, чтобы не мешать отдыху старших. Там устраивали лавочки, и молодежь пела песни, плясала. В Хонхолое такое место - пустырь на краю села - было известно под названием катушка. Здесь парни и девушки не только пели и плясали, но и вели беседы, а нередко договаривались и о сватовстве. Зимой устраивались вечеринки. Хотя и редко, но в каждом селе бывали случаи, когда парень, получив отказ от полюбившейся ему девушки, позорил ее - мазал ворота ее усадьбы дегтем (а это значило, что девушку обвиняют в распутстве). Родители и сама девушка тяжело переживали этот незаслуженный позор, слух о котором быстро распространялся по селу. Чаще знакомство и дружба парня с девушкой заканчивались их сговором, и они об этом объявляли своим родителям. Если родители жениха одобряли выбор, то назначалось сватовство.
        Обычно родители сами решали, на ком женить сына. Редко, когда сын решался подсказать родителям, какая девушка ему правится. Так, А. С. Родионова, 189(3 г. рождения, жителя сибирского села Острог, родители очень любили, однако он с большим страхом и стеснением сказал своим родителям, какую девушку он хотел бы посватать.
        Если в дом была нужна работница, то зачастую брали девушку на 5-6 лет старше сына: она лучше знает хозяйство. Но если была возможность получить большое приданое за невестой, то все решало приданое. Часто браки были "по сговору", жених был из другой деревни и никогда не видел невесты, а сватал по совету родных или знакомых. Первая встреча жениха и невесты была во время сватовства.
        Свадебный обряд складывался из многих моментов. Сюжетная сторона обряда украшалась торжественными церемониями, дополнялась свадебными песнями и причетами. В Забайкалье в разных районах и отдельных селах существовали отличительные местные особенности в проведении свадебного обряда. Это объяснялось, во-первых, тем, что русские в Забайкалье пришли из разных мест и, следовательно, проводили обряд согласно традициям, принесенным с прежнего местожительства. Иногда в обряд привносилось что-то иное, возможно, сложившееся в местных условиях под влиянием соседей, прибывших из других мест с несколько иными традициями. В известной степени оказало влияние на этот обряд у русских-сибиряков общение с коренными жителями - эвенками и бурятами.
        У семейских сватать невесту ехал жених с близкими родственниками - сватами, чаще с дядями. У сибиряков невесту ехали сватать родители жениха со свахой. Свахой обычно была крестная мать жениха. Если крестной матери не было, роль свахи выполняла тетка жениха. В третьем варианте (чаще у казаков) сватать невесту ехал сват, он же всегда бывал и дружкой. Сват, войдя в дом, садился всегда на лавку под матицу. Это означало, что он пришел с единственной целью - сватать. Если родители девушки давали согласие на брак, то договаривались - рядились - о сроках свадьбы, назначали время рукобитью, или запою, т. е. сговору, или обручению.
        Рукобитье проходило в доме невесты и представляло собою гулянье, которое в некоторых местах проводилось широко, с приглашением от невесты всех родственников и знакомых.
        От жениха к невесте направлялся сват с так называемым товаром - подарками, состоявшими из ситца или цветной дабы на юбку, на сарафан или на рубашку, платка па голову и двух наволочек для подушек, если жених был из состоятельной семьи. Родители невесты, получив товар от жениха, уже не смели отказать ему. Отдав подарки родителям невесты, сват зажигал свечи перед иконами и, помолившись со всеми присутствовавшими, бил рука об руку и целовался с родителями -невесты. Это и составляло рукобитье. Иногда вместо хлопанья по рукам родители выводили невесту и через полу передавали ее свату. Церемония эта заканчивалась веселым застольем с песнями. Родители невесты и сват уславливались о девишнике.
        В другом варианте рукобитье проходило в более узком кругу близких родственников. Вино на это небольшое гулянье приобретали родители жениха, а родители невесты готовили закуску. Во время рукобитья родители невесты жали свату руку через платок, это означало, что сговор состоялся. Если жених был незнаком родителям невесты, они настаивали на том, чтобы были устроены, кроме того, смотрины. На смотрины к невесте жених приезжал со своими родителями, свахой и близкими родными. Жених привозил подарки: орехи, конфеты, вино.
        Между рукобитьем и свадьбой иной раз проходил месяц, полгода, год для подготовки приданого. По существовавшей традиции невеста должна была иметь одежду (повседневную и праздничную) на несколько лет. Разного экономического достатка семьи давали разное приданое своим дочерям. Богатые давали в приданое птицу, скот (кобылу с жеребенком, корову с теленком, овец, чушечку (свинью), курицу с цыплятами), мебель (стол, стулья, кровать) и разные вещи бытового и хозяйственного назначения - посуду медную, оловянную (блюда, тарелки, чарки), самовар с подносом, зеркало и др. Обязательным считалось невесте иметь постель. Богатые готовили несколько потников, перины из гусиного пуха и перьев рябчиков, теплое одеяло из 12 овчин суксурков (молодых овец), покрытое сверху муслином, бумазеей и отделанное по-бурятски лисьими хвостами. Семьи с малым достатком готовили только потники, шубное одеяло шили из более грубых овчин и крыли более дешевым материалом - тиком. Если не было своих овец, то невеста зарабатывала постель (потники и одеяло), работая по найму. Ватные стеганые одеяла - стяженые, или холодные одеяла,- стали здесь входить в моду с XX в. Шили их в пялах особые мастерицы, и доступны они были более состоятельным семьям. В XX в. стали также входить в моду пикейные покрывала (розовы, голубы), которые иногда возили по селам коробейники (мельчники). Две-три подушки пуховые готовили в состоятельных семьях: одну или две подушки большие "с лишними наволочками" и одну маленькую для убранства. Готовили также одежду (лопотъ), холодную и теплую всех сезонов. "Молодуха должна была долго носить свое". "Раньше девку выдать замуж стоило коровы",- вспоминают старожилы Острога и бывшего казачьего села Нарасун. Корова в начале XX в. стоила 25 руб. Обычай давать попоете все необходимое был у всех групп русского населения Забайкалья.
        Егорова Лукерья 70 лет из с. Острог рассказывала нам, что она выходила замуж в 1910 г. Родители жили небогато, но в приданое ей справили меховую шубу, крытую сукном, с серым воротником; осеннее пальто полусуконное на подкладке; несколько сарафанов "кошеных ситцевых пестрых на проймах с талией"; к сарафанам - рубахи кашемировые и красные ситцевые с длинными рукавами и юбки нижние из бумазеи; запалы с грудинкой и вышитым подолом, из обуви - валенки (катанки), чирки и чулки шерстяные (своей вязки).
        Каждые родители старались получше справить приданое для дочери. "Мы считались середняками,- рассказывала нам У. Е. Кушнарева, 1887 г. рождения, из Большого Куналея.- Когда я замуж выходила, меня хорошо справили: две поддевки (плисовая и канфенная); шубу канфенную бардовую на сурковом меху и опушенную беличьим мехом с большим отложным воротником; шубочку короткую и шубу, крытую малиновой чесучой; сарафаны шелковые и рубахи к ним; одеяло тепловое меховое ягнячьего меха, крытое кругом фланелью, и легкое одеяло; две подушки перовые и одна пуховая с цветочными кашемировыми наволочками; два войлока - один из суксура, крытый бумазеей, и другой из бараньей шерсти, крытый тиком. На одном войлоке спали, а другой так в горнице лежал". Одежды и обуви в приданое дочери-невесте родители давали побольше, чтобы ей легче жилось в доме мужа. В с. Бальзине, население которого жило ямщиной, сарафаны и конце XIX в. носили только очень пожилые, а невестам шили широкие юбки в 4-5-8 пол. Богатые шили шелковые, креповые, атласные, сатиновые, а для будних дней - ситцевые юбки. Было принято шить юбки и кофты одного материала и цвета - парочки голубые, малиновые. Для зимы шили шерстяные юбки с проймами. Лопотъ складывали в сундуки (ящики), которые делали по заказу местные мастера.
        "Богатые лопоти в приданое давали ящика два, да постели тюками навязывали, а которые победнее, то все приданое складывали в постель, зашивали и в таком виде везли к жениху",- рассказывали почти в каждом забайкальском селе. "Мне, сиротке, некому было товар готовить,- вспоминает жительница Большого Куналея семейская М. И. Иванова, 1880 г. рождения. "Выйдешь без товару на золовок, они тебе глаза выцарапают",- говорила мне сестра. Так меня и отдали насильно замуж 16 лет за немилого, да старше меня, которому я приглянулась, и он был один сын".
        До революции у семейских было принято давать невесте в приданое швейку и корневую нарядную прялку. Если прялка была не корневая, а составная, то над невестой смеялись: "Какие твои родители ленивые, нерадивые, даже не могли найти корня на прялку". Прялка была предметом, который свидетельствовал о трудолюбии как невесты, так и ее родителей. У семейских женщины до коллективизации занимались прядением и ткачеством для своих нужд.
        Невеста раньше готовила жениху чулки русские (без пятки) для ичигов, пояс, варежки; свекрови и золовкам - отрезы на фартуки, шали, платки; свекру - материи на рубаху, а деверьям - чулки, варежки, пояса. Теперь чулки и варежки дарить немодно, а дарят мужчинам материю на рубашку или шарф на шею, свекрови и золовкам - платки, материю на фартук или на рубашку.
        Венчальное платье должен был готовить невесте жених. Нередко брали платье на время свадьбы, но старались иметь свое и венчаться в хорошем наряде. В начале XX в. были в моде розовые и голубые шелковые платья, на ногах носили башмаки с пуговицами или резинками и покупные бумажные чулки. В Прибайкалье одежду шили из покупных материалов. Конопля здесь шла только на веревки и на грубые нитки для хозяйственных нужд, а из шерстяной пряжи вязали варежки и чулки. В более южных районах в конце XIX и начале XX в. наряду с покупными фабричными ситцами, сатинами, саржами, сукнами и шелками в ходу были домотканые материалы из льна, конопли и шерсти. В с. Кочон из холста шили сарафаны, запаны и даже шали. "Собрать приданое стоило не дешевле, чем казака в службу готовить",- говорили старожилы. Помимо приданого был большой расход на свадьбу. "Девку замуж отдали и это при разделе имущества засчитали, так как на свадьбу двух коров истратили",- вспоминала Л. Егорова из Острога.
        Приданое обычно готовилось заранее, постепенно, но тем не менее требовалось время, чтобы проверить и дополнить приданое и подготовить подарки от невесты, так как заранее предусмотреть, за кого выйдет дочь, было, конечно, нельзя.
        За день до свадьбы устраивали у невесты девишник. В доме жениха в одних местах проводилось гулянье, а в других - жених с дружками и тысяцким на парах или тройках, украшенных лентами, с колокольчиками ехал к невесте и участвовал в гулянье.
        Если невеста была сирота, то она рано утром в этот день шла с подружками на кладбище для получения благословения покойных родителей. Затем в доме невесты собирались подружки, крестная мать невесты и приглашенные родственники, знакомые для расплетания косы. Расплетавшие косу дарили невесте деньги, материалы, платки, муку и другие продукты для свадьбы, а иногда ягнят, кур и прочую животину - сиротке для обзаведения хозяйством. Потом подружки вели невесту в баню и после ба ни одевали ее, и она, спрятанная в кути, ждала приезда жениха с дружкой. Невесту полагалось выкупить из кути. Это делал дружка, одаривая подружек деньгами. Выйдя из кути, невеста подносила обыкновенно жениху в подарок кушак или чулки.
        На девишнике у сибиряков обносили вином, ставили на стол закуску, чай и табак для курящих мужчин. После угощения жених с дружками уезжал и приезжал уже на другой день за невестой, чтобы ехать к венцу.
        На следующее утро невесту готовили под венец - сажали к столу с платочком в руках. Подружки пели причитания, а невеста плакала. Во время причитания совершался обряд расчесывания волос невесты ее матерью, крестной, ближайшими родственниками. Затем голову украшали венком из покупных бумажных цветов, а в богатых семьях в конце XIX в. вошла в моду вуаль (фата) с венком из восковых цветов (флердоранж). Платье невесте шили в зависимости от достатка семьи. Большинство девушек-сибирячек в конце XIX в. венчалось в традиционных крестьянских костюмах - сарафане с рубахой и запаном. Невесты из более состоятельных семей уже в конце XIX в. иногда были одеты к венцу в платье из розового шелка или батиста.
        После того как невесту оденут к венцу, ее благословляли иконой и хлебом-солью родители и крестная мать. Для благословения пекли большой калач, к моменту благословения на верх калача насыпали соль. После благословения невеста садилась за стол в передний угол, охраняемая подружками-провожатками и братом или сестрой. В ожидании приезда жениха подружки пели песни. Жених приезжал с дружками и родными. Подружки-провожатки вели торг с женихом за косу невесты и за место около нее, подносили жениху и тысяцкому рюмочку и брали с жениха деньги. Первый раз жених давал мало денег, и подружки не уступали жениху место, пока не получали от пего достаточную сумму. В некоторых случаях жених не только платил деньги, но и угощал подружек вином. Подружки уступали место около невесты жениху, тысяцкому и дружкам жениха, а сами садились по другую сторону от невесты.
        После угощения родители невесты благословляли дочь стать под злат венец, и жених увозил невесту к венцу. Иногда невеста ехала на своей повозке с подружками, а жених с дружками на своей. Свадебный поезд состоял из 5-10 поволок, запряженных парами, тройками лошадей, украшенных лентами, цветами. В восточных районах у сибиряков летом свадебный кортеж состоял из верховых лошадей. Впереди всех ехал дружка, потом жених рядом с невестой и за ними попарно весь поезд.
        Если родители обеих сторон были довольны брачным союзом своих детей, то у сибиряков было принято перед отъездом к венцу благословлять жениха и невесту двойным благословением - двумя иконами в доме невесты. Для этого родители жениха приносили в дом невесты икону. Свадебный поезд в церковь отправлялся с двумя иконами, которые служили родительским благословением на брачную жизнь. После венца новобрачные привозили обе иконы в дом жениха.
        После отъезда свадебного поезда к венцу родители невесты отправляли приданое невесты в дом жениха. До возвращения свадебного поезда от венца приданое уже успевали разместить в доме жениха.
        От венца новобрачные ехали в одной повозке. При въезде новобрачных во двор к жениху стреляли из ружья. По древнему поверью, этим ружейным громом отпугивалась от дома новобрачных вся нечистая сила, злые духи и наговоры злых людей. Во дворе, перед крыльцом, новобрачных осыпали отборным зерном пшеницы - "чтобы будущая жизнь их была в полном достатке".
        У всех групп русских была околыцина: жених должен был заплатить парням из села невесты, чтобы они пропустили жениха за околицу - не преграждали дорогу при въезде в село и при выезде.
        После венца в доме мужа сваха (из родни молодой) заплетала ей две косы и покрывала ей голову платком по-бабьи. (У православных забайкальцев невенчаная жена не имела права носить две косы, а всю жизнь заплетала одну косу.)
        В доме жениха гуляли с угощением весь день. Вечером свахи и тысяцкий отводили молодых спать, а утром они же будили молодых, и гулянье в доме молодого продолжалось до обе да; затем все ехали к родителям молодой на блины. Блины разрезали на части, и молодая раздавала их гостям, а гости дарили ей деньги. Из дома родителей молодые ехали пировать к ее родным. На следующий день с утра в доме молодого устраивался похмельный стол с выпивкой и закуской, и затем ехали пировать к его родственникам. А. С. Дмитриев (75 лет), православный, из Урлука вспоминал, что на его свадьбе присутствовали 24 родственные семьи, и он с невестой и гостями гулял у всех своих родственников.
        Свадьбу гуляли несколько дней. В последний день гулянья к вечеру в доме жениха, когда оставались только близкие родственники, свадьбу тушили. В Большом Куналее свадьбу тушили на четвертый день. Брали солому, елки и зажигали костер. Вокруг костра все плясали, пели плясовые песни, частушки и затем тушили костер. После шли в избу угощаться.
        Обрядовая сторона оформления брака у семейских была неодинаковой. У семейских-поповцев некоторые элементы обрядности был и близки к обрядам православных. Значительно проще была обрядовая сторона оформления брака у остальных групп семейских. У семейских-беспоповцев был обычай похищать невесту от ее родственников - брак убегом, бегом. Похищение женихом невесты проводилось с ее согласия. Брак убегом совершался обычно в тех случаях, если девушку не выдавали за того, кого она полюбила, а родители полюбившегося ей парня принимали ее в свой дом и без предварительного благословения.
        Убегом вышла замуж в 1916 г. У. Е. Кушнарева из Большого Куналея. Ей было 16 лет. Жених очень нравился Кушнаревой, а отец не хотел ее отдавать, поэтому она прямо с беседы в сенях, не заходя в избу, уехала с женихом как была на беседе, без пальто. Жених укутал ее своей шубой, так как было холодно, и увез к себе в другое село (Десятниково). Через три дня молодые приехали к родителям Ульяны виниться. Затем молодые спали появляться перед обществом, и родные устроили угощение. На этом примере мы видим заключение брака через похищение и через общественное признание его. Но чаще все же бывали браки честью. Брак честью означал, что родители невесты согласны на брак дочери, и невесту запивали, как было принято говорить. Иногда и при браке честью жених в этот же вечор уверил невесту к себе, но чаще невеста оставалась в доме родителей, жених приезжал за ней с товарищами утром, обычно в воскресенье.
        Когда невесту у беспоповцев привозили в дом жениха, ей на голову надевали кичку, и она в кичке садилась ужинать с женихом, с подружками и товарищами. После ужина подружки и товарищи уезжали по домам, а невеста оставалась у жениха. На утро товарищи привозили подружек, которые в горнице надевали на невесту кичку, кокошник и святы. После столов (угощение за столом) невесту и жениха сажали в передний угол за стол, и целый день они сидели, а все, кто хотел, заходили смотреть молодых. Это был день сидения - как бы общественное признание брака. К вечеру невесту и жениха сажали на тройку и с гармошкой в сопровождении подружек и товарищей возили по улице села. Ужинали у жениха, и после ужина подружки и товарищи разъезжались по домам. На следующий день или через неделю приезжали в дом молодых на гулянку мать и отец невесты.
        У семейских беспоповцев не было церковной обрядности при заключении брака. У беглопоповцев священник скреплял союз брачащихся. Но это нередко носило чисто формальный характер, поскольку происходило не сразу, а раз в 5-7 лет, когда в село приезжал поп и венчал у кого-либо в ограде около дома сразу по нескольку пар. У каждой пары к этому времени было уже по 4-5 детей, которые стояли рядом с родителями. Родителей венчали, а детей крестили - все делалось одновременно. У семейских поповцев церковный обряд был обязателен.
        Отголосок свадьбы убегом в 60-х годах наблюдался на отдаленных животноводческих фермах семейских сел, когда девушки выходили замуж за парней из других сел, работавших на фермах, расположенных по соседству, и уезжали к жениху, не предупредив родителей, и без оформления брачных отношений. Но большинство девушек выходит с ферм замуж по-хорошему (сговорятся с женихом сами - сосватаются), а затем идут к родителям, и жених уже в дом родителей невесты приезжает за ней. В доме невесты подымают гостей - угощают родных и близких знакомых.
        Среди семейских много супружеских пар, которые живут без регистрации брака как при браке убегом, так и при браке честью, иногда не регистрируют брак до рождения сына. Так было в семье педагога, 1923 г. рождения, жителя Бичуры. В этой семье брак зарегистрировали только через четыре года, когда родился сын, а до этого муж не предлагал регистрироваться, а жена стеснялась просить об этом.
        До 1950 г. записывали ребенка на фамилию отца, даже если брак не был зарегистрирован. В некоторых семьях одни дети записаны на фамилию отца, другие - на фамилию матери (мальчики - на фамилию отца по его желанию, а девочки - на фамилию матери). С 1950 г. стали записывать ребенка на фамилию отца лишь после регистрации брака, как это полагается по советскому законодательству.
        При нерегистрированном браке жена в случае ухода от мужа, если и имела детей, ничего не получала из семейного имущества, уходила, как говорят, в чем пришла. Тем не менее нерегистрированных браков было много. В Бичуре в 1960 г. по одной лишь улице из 380 семей в 70 семьях брак не был регистрирован. Большое число нерегистрированных браков объясняется, по-видимому, традицией. У семейских считалось грехом регистрировать брак, возможно, отголосок этого еще жил в конце 1950 - начале 60-х годов.
        У семейских-поповцев элементы свадебной обрядности были близки к обрядам православных Забайкалья (сибиряков и казаков) по своей красочности и основной сюжетной мнит. У семейских-поповцев, сибиряков и казаков обязательно было венчание в церкви, которое следовало после соблюдения традиционных народных обычаев, отличных от тех, какие были приняты у семейских беспоповцев и беглопоповцев.
        Были у сибиряков и у казаков браки против воли родителей - крадче, как у семейских убегом, в случаях, когда родители невесты были не согласны на брак дочери, а родители жениха принимали невесту своего сына. Жених и невеста тайно венчались, а уже после венца брак расторгнуть было нельзя.
        При браке крадче девушка вечером со своей подружкой тайком уходила в дом родителей жениха, а на другой день родные жениха приходили к родителям невесты договариваться. Жених и невеста ехали в этот день к венцу, а от венца - к родителям невесты просить прощение. Бывало и так, что во время простин родители молодой гневались на непослушную дочь и стегали ремнем или кнутом и дочь, и зятя. После наказания все же прощали их, благословляли, и свадьбу справляли по положенным обычаям.
        Бывали, хотя и редко, случаи подмены невесты. Просватывали одну дочь, а под венец отправляли другую. К венцу невеста ехала отдельно от жениха. Во время венчания и после венца - до приезда в дом жениха - она была закрыта свадебным покрывалом. Подмена невесты обнаруживалась уже дома у жениха после венчания. Поскольку обряд венчания был совершен, считалось недопустимым расторгнуть брак. О таком случае подмены, происшедшем до революции, рассказывали в Малом Куналее. У крестьянина Г. Вершинина было две дочери. Одна дочь нечаянно известью выжгла глаз, п отец боялся, что ее никто не возьмет замуж. Поэтому, просватав здоровую дочь, он подменил ее другой. Обнаружив обман после венца, жених уже не решился расторгнуть брак.
        Сейчас различия в проведении свадьбы семейских, сибиряков и казаков сгладились. Молодые люди совершенно свободны от всех патриархальных и религиозных условностей, брак давно перестал быть и экономической сделкой, в которой часто были заинтересованы родители, нередко, наперекор желаниям детей.
        Свадебная обрядность в сильной степени упростилась. Однако отдельные элементы традиционной обрядности продолжают бытовать, а именно: обычай обсыпания зерном, доставка приданого невесты, устройство околыцин, свадебный лир, одаривание молодых.
        Сравнительно широко и сейчас практикуется помощь в проведении свадьбы, которую оказывают молодым родные и друзья. "У нас принято таскать на свадьбу",- говорили нам в 1960 г. в русских селах Забайкалья. Носят - таскают - за неделю-две до свадьбы яйца, мясо, масло, крупу, белую муку, крахмал, ягоды, консервы, заколотых и обработанных кур, уток, гусей.
        Сохранился обычай давать невесте все необходимое родителями. Родители невесты стараются обеспечить ее одеждой, предметами домашнего обихода. Обязательно собирают невесте постель: кровать с сеткой, ватный матрац (теперь нет потников), 2-3 подушки, покупное ватное одеяло, простыни, наволочки, пикейное покрывало, принято покупать невесте платяные и бельевые шкафы. Во время свадебного пира молодые обходят по солнцу гостей - угощают вином, а гости, поднимая с подноса рюмку, кладут подарки: отрезы материи, тюль, клеенку, полотенца (в моде махровые полотенца), посуду, деньги.
        В большинстве случаев невеста и жених по костюму мало отличались от своих подруг и товарищей на свадьбе. Девушки любили одеваться в яркие (красные, зеленые) шелковые платья, обувь покупали в магазине. Голову покрывают летом косынкой, а зимой шалью с кистями. Девушки, окончившие среднюю школу, чаще шьют для свадьбы белое, розовое, голубое шелковые платья. Семейские девушки в первые годы после войны надевали на свадьбу платье нетрадиционного покроя, но был обязателен венок из бумажных цветов, а теперь п венка не надевают. Лишь в некоторых семейских селах (Большой Куналей, Десятниково) невеста и ее подруги надевали на свадьбу традиционный семейский костюм.
        Теперь нет дня сидения, молодежь против сохранения такого обряда, но в некоторых семейских семьях, где быт еще консервативен, в день свадьбы передний угол в избе до недавнего времени украшали полотенцами, а невесту одевали в семейскую одежду. Даже некоторые нссемейские девушки, если выходили за семейского, в день свадьбы надевали семейский сарафан. У мужчин на свадьбу не было принято надевать черный костюм, а темно-синий или серый, обычно с галстуком. На свадьбе организуется обильное угощение. Много поют песен, танцуют и пляшут.
        Причина сохранения в свадьбе некоторых старых традиций и обрядов, о которых было сказано, объясняется отсутствием новых форм обрядности, которые пришли бы на смену старым и соответствовали бы нашему времени. В городах уже существуют дворцы бракосочетаний, где оформление брака происходит в торжественной обстановке. Сельские Советы в Забайкалье, в конце 50-х - начале 60-х годов, как правило, находились в обычных жилых домах и были очень неуютны. Бесусловно, такая обстановка не располагала приходить сюда в торжественный день.

Литература
Hosted by uCoz