Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Семья

Свадьба семейских | Структура и состав семьи | Рождение и воспитание ребенка | Брак
Структура семьи

        Материалы подворного обследования, собранные в некоторых семейских селах Бурятской АССР, свидетельствуют, прежде всего, о том, что здесь преобладает семья, характерная и для других районов страны. Это обычная семья, состоящая из одной брачной пары и ее детей. Однако встречается много семей, состоящих из трех поколений.
        В семьях в одно поколение чаще живут пожилые супруги, дети которых выделились в самостоятельные семьи в данном селе или уехали в город, а также молодые специалисты, недавно приехавшие в село,- агрономы, зоотехники, учителя, медицинские работники.
        В семьях, состоящих из двух поколений, обычно живут родители и несовершеннолетние дети или родители и взрослые неженатый сын и незамужняя дочь.
        В семьях, состоящих из трех поколений, обычно живут супружеские пары со своими детьми и родителями мужа. С родителями жены живут значительно реже.
        Принятие в дом зятя недавно еще было явлением редким. До коллективизации считалось "зазорным" - унизительным идти в зятья - быть примаком. В примаки раньше шли лишь мужчины из самых бедных семей, где не было иной возможности завести свое хозяйство. Примакам нередко давали прозвища, которые закреплялись не только за ними на всю жизнь, но и за их детьми. Так, в Тыргетуе Читинской области крестьянин Александр Кирсанович Афанасьев был принят в зятья в дом крестьянина Зорина и получил прозвище Бобыль, так как жил он с родителями очень бедно и в дом жены ничего не принес. Прозвище Бобыль многие стали затем считать фамилией.
        Сейчас примачество не считается зазорным, но обычно зять приходит в семью в том случае, если там нет сына. В Хонхолое, по данным 1960 г., в 21 семью приняты зятья, и в 9 таких семьях зять считается главой семьи. Но некоторые бытовые пережитки у семейских есть и теперь. До свадьбы муж-примак не всегда сразу идет в дом жены, боясь насмешек - "мужик замуж вышел". У семейских свадьбу нередко справляют позже фактического вступления в брак. Поэтому, если зятя берут в дом, то, вступая в брак, невеста идет жить в дом мужа, лишь после свадьбы молодые переходят в дом жены.
        В то время, как в СССР, по данным статистики, семья в среднем состоит из 4 чел., в Забайкалье, особенно у семейских, численность семей значительно выше.
        В семейских селениях преобладают семьи в 2-6 человек. Значительную группу представляют семьи в 7-8 чел. Семьи, состоящие из 2 чел.,- это в основном престарелые супружеские пары, дети которых живут своими семьями в городах или в этом же селе, а также матери-одиночки, или вдовы, имеющие по одному ребенку.
        Современная русская семья в Забайкалье представляет собой новую форму по сравнению со старой семьей. Характерной формой семьи у русских Забайкалья в середине XIX в. была неразделенная семья, дожившая до 1917 г. и в отдельных случаях встречавшаяся до 30-х годов XX в. Численность неразделенных семей достигала 25-40 чел. Неразделенная семья представляла собой такую хозяйственную единицу, которая состояла из группы близких родственников - детей и внуков одного отца или нескольких женатых братьев с их семьями. Так, семья крестьянина Шестакова из с. Тырин Кыринского района Читинской области в 1918-1919 гг. состояла даже из 42 чел. В этой семье нераздельно жили четыре женатых брата с женами и детьми. В семье Плехановых в дер. Ильцово Прибайкальского района было 25 чел. В Ульхуне Читинской области у казака Ф. А. Трухина до 1929 г. была семья в 22 чел.: четыре женатых сына с женами и детьми и холостой сын жили с отцом и матерью.
        Причина длительного существования неразделенной семьи коренилась в условиях экономической жизни крестьян. Неразделенная семья располагала большей рабочей силой. Семьи, имевшие много рабочих рук, успешно сочетали сельскохозяйственные работы с отхожими промыслами (старательство, извоз и др). "Жили по 25 лет в семье, не делились,- вспоминает 85-летняя казачка Е. В. Сараева из с. Бальзино Читинской области.- Делиться срамно было, пороком считали, осуждали тех, кто скоро делиться хотел. Большими семьями жить было легче".
        Данные хозяйственного обследования 1897 г. подтверждают наш полевой материал о том, что неразделенные семьи лучше жили. По архивным документам, все неразделенные семьи имели сравнительно хорошие экономические возможности для расширения хозяйства. Для примера проанализируем данные 1897 г. но некоторым семьям Бичуры3. Семья П. А. Исаева состояла из 24 чел.: сам хозяин-вдовец 68 лет, старшие женатые три сына 41 года, 38 и 30 лет, 12 детей в возрасте от 1 года до 16 лет, четвертый сын 28 лет служил в солдатах, а пятый 20 лет еще был неженат. Семья жила в двух домах, имела большую усадьбу - 12 десятин - и к надельной пахотной земле на 8 душ (по 3 десятины па душу) арендовала еще 7 десятин и лишнее зерно (ярицу, пшеницу) возила продавать в Кяхту. Это хозяйство по экономике немного выше среднего уровня, имевшее небольшие излишки.
        Семья Е. Ф. Ткачева состояла из 18 чел. Главе семьи было 64 года, а его жене (видимо, второй) 47 лет, старшему сыну было 37 лет. Старшие три сына были женаты, и еще было три сына (19, 18 и 12 лет) и четыре дочери (15, 13, 8 и 6 лет). Усадьба более 7 десятин и 4 дома. Эта семья имела пашни также на 8 душ, но еще 37 десятин имела захватной пашни на 40 лет и арендовала 50 десятин покоса у крестьян в своем селе. В хозяйстве было много скота. Эта семья также продавала излишки зерна в Кяхту. Можно сказать, что хозяйство Е. Ф. Ткачева было экономически сильнее хозяйства П. А. Исаева.
        Семья И. Ф. Ткачева из Бичуры состояла из 11 чел.: глава семьи 57 лет, его жена 53 лет, дочь 13 лет, три женатых сына 27, 19 ж 18 лет, их жены и двое детей до 2 лет. Семья жила, можно сказать, богато, так как имела несколько домов на усадьбе в 2'/г десятины и па трех заимках в 35 верстах от села был дом и четыре юрты, где жили дна работника, нанимаемые на год, и три - на летнее время. На заимке держали 70 овец, 50 голов крупного рогатого скота, рабочих лошадей. Пашни полагалось всего на 4 души 12 десятин, но семья обрабатывала 80% десятины, из них 40 десятин всегда находилось под паром. Из этой пашни 12 десятин семья арендовала в селе у крестьян, а 56 десятин - на казенной земле. В хозяйстве было шесть плугов и веялка, что также свидетельствует о достатке семьи.
        Мы рассмотрели несколько неразделенных семей, где во главе был отец при нескольких женатых сыновьях. Но в конце XIX в. даже в семейских селах, отличавшихся особо строгим соблюдением патриархальных традиций, встречались семьи, в которых во главе неразделенной семьи стоял не отец, а сын. Так, в Бичуре в семейской семье Перелыгиных, по данным 1897 г., одним хозяйством жили четыре женатых брата, но главой был старший брат Кузьма 30 лет, а старшей хозяйкой - его жена 24 лет, хотя еще были живы отец и мать в возрасте 60 лет. Нередки были примеры в конце XIX в., когда одним хозяйством жили два-три и реже четыре женатых брата без родителей и во главе был чаще старший брат.
        Следует сказать, что примеры длительного сохранения неразделенных семей характерны для сельскохозяйственных районов Забайкалья, где было развито земледелие и животноводство и как необходимое подспорье для хозяйства - отхожие промыслы. В тех же районах, где основным занятием были промыслы (охота, рыболовство, извоз, старательство и др.), раньше наблюдается распад традиций неразделенной семьи.
        Если в большой семье умирал женатый сын и оставалась вдова с детьми, то семья воспитывала детей-сирот. Девушек выдавали замуж, парней женили, и в случае раздела семьи вдова оставалась жить со свекром и свекровью, а младший сын со своей семьей выделялся из хозяйства. Обычно же при разделе с родителями оставался младший сын. Он считался "кормильцем" родителей, "покоил" их старость и наследовал все хозяйство и имущество после смерти родителей.
        После 1917 г. начались массовые разделы семей и в сельскохозяйственных районах. Этому в значительной мере способствовала земельная реформа, создававшая благоприятные условия для развития крестьянского хозяйства. Молодые мужчины, вернувшиеся после окончания гражданской войны, стремились к усовершенствованию хозяйства и быта на основе виденного в других местах (перестроить дом по новому плану, поставить в другом месте или другого типа печь, сменить характер одежды; возражали против ношения молодой женой кички и сарафана). Старшие в семье нередко были против каких бы то ни было перемен, привыкнув к патриархальному строю неразделенной семьи, при котором все были обязаны беспрекословно подчиняться старшему в семье. Молодое поколение требовало равных прав для взрослых членов семьи. Несогласия сыновей с отцом и братьев между собой приводили к разделу семьи. При мирном разделе вся семья помогала отделившемуся построить дом и начать самостоятельную жизнь. Если родители не хотели дробить хозяйство, дело решал суд.
        К 1930 г. больших семей в Забайкалье, как и в других местах, не стало. Теперь два женатых брата вместе живут не более года. Нередко, женившись, старший брат сразу выделяется в отдельное хозяйство. Дом отделившемуся строят сообща здесь же рядом, если есть свободная земля, а чаще - на новом, нарезанном колхозом усадебном наделе. Иногда молодая семья покупает пустующий дом. Бывали случаи, когда уходили на квартиру здесь же, в селе, а до 1950 г. чаще стремились уехать в город. Молодое поколение обычно не хочет подчиняться старым нормам семейного уклада, которые мешают им строить быт согласно их требованиям и вкусам. Благоприятные условия, которые создал колхозный строй, еще в большей степени способствовали дроблению семей.
        Большое влияние на изменение внутренних взаимоотношений в семье оказала как новая экономика, так и новые взгляды, которые развивались в результате участия членов семей в общественной жизни, под влиянием связи с городом, под воздействием печати, радио, кино. В противоположность неразделенной семье, которая строилась па патриархальных началах, современная семья представляет дружную родственную трудовую ячейку. Этому способствует рост экономики колхозов и значительное улучшение материального благосостояния населения. Потерял свою прежнюю остроту вопрос о наследовании имущества. Иногда молодые супружеские нары не берут из хозяйства родителей ничего и сами сравнительно быстро обзаводятся хозяйством.
        Необходимо отметить, что у семейских и сейчас сравнительно много детей. На основе анализа материалов подворного обследования, проведенного нами в 1960 г. в нескольких семейских селениях, видно, что в большинстве семейских семей 3-5 детей, многие семьи имеют 6-7 детей. В каждом селе есть многодетные семьи, имеющие 8-10 детей.
        По 1-2 ребенка имеют молодые семьи, созданные лишь 2-3 года назад, а семьи, созданные 10-15 лет назад, имеют обычно 5-7 и более детей.
        Как уже указывалось, раньше детей рождалось много в каждой семье - 10-15 и даже 20, но много детей умирало в раннем возрасте от оспы, дифтерии, скарлатины, или, как ее называли в Забайкалье, "горлянки". Летом очень много детей умирало от дизентерии. Особенно большая смертность была летом - в так называемые "петровки" (с 15 по 29 июня), когда начиналась горячая рабочая пора в поле и огороде и было самое голодное время в селе, так как старые запасы к этому времени истощались, а нового урожая еще не было.
        У родителей П. А. Иванова (Большой Куналей) из 16 детей 13 умерли в детстве. И. О. Акинфиев из Тарбагатая помнит, что в 1919 г. в одну неделю от брюшного тифа умерли 6 его братьев и сестер. Врачей в селе не было, да кроме того у семейских считалось "грехом" обращаться к врачу за медицинской помощью.
        Наши короткие наблюдения в селениях русских по семейских позволяют сделать предварительный вывод, что при одинаковой структуре семьи в семьях русских, приехавших в Забайкалье после 1917 г., детей меньше, хотя есть и многодетные семьи.

Литература
Hosted by uCoz