Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Семья

Свадьба семейских | Структура и состав семьи | Рождение и воспитание ребенка | Брак
Свадьба семейских

        В селах Бурятии повсеместно наблюдается стремление к сохранению как отдельных звеньев, так и общей тональности традиционной русской свадьбы. Причем стремление это до последнего времени было настолько сильным, что позволило сохранить старину: и сегодня легко обнаруживаются черты южнорусской свадьбы у казаков и северно-русской - у семейских.
        Факт преобладания в старой свадьбе семейских севернорусских черт легко устанавливается анализом фольклорно-этнографического материала, собранного уже в последние 10 лет. Детальное изучение более ранних записей лишь подтверждает этот вывод.
        На севернорусское влияние в семейской свадьбе указывает театрально-драматический характер и минорный тон обряда. Бывшие староверы и сейчас еще иногда разыгрывают многие моменты старой свадьбы, как бы инсценируя их в расчете на зрителя. Драматизируются, например, такие эпизоды, как купля-продажа невестиной косы и места возле невесты, вывод невесты к жениху перед регистрацией. При выкупе косы подруга невесты требует выкупа за косу (красоту), которую символизируют ленты, прикрепленные к палочке, произнося распространенную поэтическую формулу:
        - Чем торгуешь?
        - Русой косой, Девьей красой.
        - Чего она у тебя стоит?
        - Конь с седлом, Коробка с серебром
        Эта формула произносится косником (лицом "продающим" косу) или тысяцким. После этого диалога родственники со стороны жениха одаривают косника. Однако этот эпизод в современной свадьбе приобрел совершенно иное звучание: теперь он разыгрывается с единственной целью - повеселить публику, разнообразить свадьбу.
        Если еще в середине нашего века коснику за исполненный обряд давали деньги и подносили чарку вина, то теперь косника одаривают разными шуточками самодельными сувенирами. Причем награду стараются придумать оригинальнее и смешнее. Ею может быть и разрисована бумажная медаль, нить которой торжественно вешают на шею, и шарж на продающего - все, на что способна фантазия и умение "покупателя".
        В эпизоде продажи жениху места возле невесты, главное не место выкупленное им, а умение быть внимательным. Девушки стараются отвлечь жениха от невесты и при удобном случае выводят её из-за стола, заставляя зазевавшегося парня снова торговаться за право сидеть с невестой. Интересно, что в старой свадьбе этот обычай разыгрывается в доме невесты, до венчания. Теперь он наблюдается в доме жениха после регистрации брака.
        "Перенесён" из дома невесты в дом жениха и другой драматизированный эпизод - "вывод" невесты. В традиционной свадьбе был обязателен обряд, называемый в народе "бранье". Жених приезжал за невестой, чтобы отправиться с нею к венцу. Девушку торжественно передавали "с рук на руки, одному гостю навеки" под пение обрядовой песни "Выводы, выводы", отражающей этот момент. А чуть раньше разыгрывалась другая сценка: подруги невесты пели песню "Вьюн над водой извивается", в которой троекратно выражалась просьба (требование) жениха (зятя) "вывести ему его сужено, его ряжено". Девушки по каждому требованию соответственно выносили "сундук с добром, короб с серебром", затем выводили подругу невесты, наконец, требуемую невесту.
        Семейские включают в современную свадьбу многие звенья традиционного обряда без всякой связи с их магической и утилитарной первоосновой, исключительно для разнообразия и веселья. Любовь ко всему яркому, необычному, шутливому, стремление к драматизации, воспитанное в них многими поколениями, находят полное отражение и сегодня.
        До недавнего времени в свадьбе семейских сохранялась еще одна особенность, указывающая на ее связь с севернорусским обрядом, - насыщенность причитаниями невесты, что придавало всей свадьбе печальный тон. Еще в 1971 г. на свадьбе семейских села Большой Куналей были записаны очень полные и удивительно красивые причитания невесты-сироты. И хотя они звучали редко, ненавязчиво и буквально "тонули" в обилии песен обрядовых и современных, сохранность их наводит на мысль о живом бытовании причитаний в недавнем прошлом.
        Преобладание в семейской свадьбе черт севернорусского обряда не означает даже относительно полного сходства этих двух фольклорно-этнографических комплексов. Их существенные различия обнаруживаются уже при поверхностном рассмотрении.
        Анализ фольклорно-этнографического материала показывает, что семейская свадьба не однотипна и можно говорить лишь о преобладании в ней севернорусских черт (а не о севернорусском типе свадьбы), так как в ней отмечены, хотя и в слабой степени.
        В свадебной игре семейских нашло отражение необычайно развитое у этой интереснейшей группы русского населения эстетическое и этическое чувство. Им отмечены не только сохраненные обряды и песни, но и внешнее, материальное, оформление всей свадьбы. Это выражается в стремлении все украсить, расцветить: и наряд невесты, и помещение регистрации, и свой дом.
        Любовь ко всему необычайно яркому была присуща семейским всегда. Рассказывая о старой свадьбе, они и теперь выделяют в ней все нарядное. Семейские подробно описывают старые наряды, убранство, передавая при этом свое любование яркость красок, звуков, песен, давая оценку участникам игры. Они с восхищением вспоминают, как "венец" при венчании горел золотом, как веник наряжали: "Давно это у нас с веником ходили. Вымоют невесту, веник нарядят там всякими лентами. Не этот веник, которым невесту моют, а едут к жениху".
        Художественным вкусом и богатым воображением расцвечены многие свадебные символические обряды семейских, в частности продажа девичьей косы. В этом обряде полнее, чем в других, отражено стремление народа к конкретизации: продается не воображаемая коса (красота), а вполне конкретная, воплощенная в образе сосенки или палочки с прикрепленными к ним лентами.
        Тяга ко всему яркому, красивому в какой-то степени способствует живучести некоторых старых моментов свадьбы и песен.

Литература
Hosted by uCoz