Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Фольклор

Пляски | Игры | Песни
Пляски

        Традиционные народные русские пляски еще очень мало изучены; многие из них до сих пор "не открыты". Работа по их собиранию и изучению значительно отстает от всех других областей собирания и изучения народного творчества. В этнографические экспедиции редко включаются хореографы, а среди них немногие любят и умеют записывать народные пляски.
        Местные стили народных плясок так же разнообразны, как говоры русской речи. Каждая область имеет свои песни и свои пляски, варьируемые местными народными мастерами.
        Большой сдвиг в развитии народной песни и народного танца определился в связи с организацией большого количества народных хоров и народных ансамблей. Но и там творческая практика не всегда опирается на тщательное изучение народных источников. Материал не обобщен, не проанализирован применительно к исторической (или современной) обстановке.
        В выступлениях семейских звучали очень самобытные песни (особенно песни, исполняемые хором колхоза с. Большой Куналей). Самобытных народных плясок в программах не было. Чтобы полнее представить национальные элементы русского танца этих мест, приходилось бывать в гостях, на игрищах и вечорках.
        Старики рассказывали сюжеты старинных плясок, а иногда иллюстрировали их некоторыми фрагментами народных танцев. Кое-что было показано и целиком.
        Как и в других русских танцах, степенность и деловитость исполнения чередовались с озорной удалью и юмором; скромность и сдержанность девушек контрастировала со смелостью "баб".
        Нужно отметить, что участие мужчин в танцах встречается реже, чем в центральной полосе РСФСР. Старожилы это объясняли тем, что "пляска - дело женское, а мужики должны играть" (на гармошке, на рожке и т. д.).
        Может быть, поэтому участвовавшие в танцах мужчины почти всегда рядились (то в овчину, то в медвежью шкуру и т. п.).
        Плясали семейские больше всего под песни, причем для каждого танца исполнялась специальная песня. В русских кадрилях очень часто используются 3-4 песни, каждая из которых соответствует определенной фигуре танца. Но здесь один танец исполняется под одну песню с начала до конца.

"КОЗА И МЕДВЕДЬ"

        В танце изображается ухаживание медведя за увертливой и быстроногой козой, которая все же попадается медведю в лапы. В характерных движениях подчеркивается сила и доброта мужчины (медведя), легкомыслие и суетливость женщины (козы). Эта юмористическая характеристика выразительно исполнялась колхозницей М. Сидориной и конюхом И. Власовым.

"ЛОВЛЯ ЕРША"

        Исполняли этот танец отец и сын. Маленький мальчик ловко выскальзывает из рук отца, как настоящий ерш в воде, но, наконец, отцу удалось его поймать, поругать (в переплясе) и "поучить" веником. Думается, что есть основания характеризовать этот танец как танец смешанного жанра, т. е. здесь налицо изобразительные элементы, характеризующие ловлю рыбы-с одной стороны, и бытовая картина взаимоотношений отца и непослушного ребенка - с другой. В импровизационном процессе исполнения часто встречаются такие "гибриды".

"КОЗЛА СКРУТИМ"

        В быстром движении идут по кругу пара за парой, затем женщины оставляют своих партнеров и идут в обратном направлении круга. Мужчины делают несколько резких присядок и кричат: "Козла скрутим!", устремляясь к девушкам, правой рукой берутся за левую руку партнерши, а свою левую руку просовывают под ее левую руку на высоте плеча - в этом положении быстро вращаются на месте. Этот фрагмент, очевидно, остался от другого, более подробного и, может быть, более разнообразного по вариантам танца, изображавшего поимку и скручивание козла. Но это только домысел автора, основанный на некоторых комментариях стариков-рассказчиков.
        Забайкальские девушки тоже водят хороводы. Часть из них танцует так же и теми же движениями, что и танцоры хороводов в центральной полосе. Однако опишем два хоровода, нигде до сих пор не встречавшиеся.

"ЗЕЛЕНО ВИНО В КАРМАШКЕ"

        Девушки, собравшись в круг, прячут у одной из них в кармане юбки флягу с вином, заводят хоровод и долго не пускают в него находящихся за кругом парней. Один из парней (который половчее) вскакивает в круг и ищет девушку, спрятавшую вино. Он поочередно выбирает партнершу в танце, рассчитывая на находку, но не всегда обнаруживает ее. Этот танец долго продолжается, парни сменяют один другого, а когда вино найдено, тогда начинается пляска "суматоха": каждый танцует, с кем хочет и как умеет.

"ТЕСТО МЕСИТЬ -ВОДУ НОСИТЬ"

        Очень интересный по мысли и плавности движении девичий хоровод с ведрами. В нем трудовые обязанности девушки, ее терпеливость и усердие восхваляются как достоинства будущей невесты, и, когда она, слушая слова песни, покорно в "первый раз иде", во "второй раз иде", возникает целый образ, полный лирического обаяния.

Литература
Hosted by uCoz