Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Фольклор

Пляски | Игры | Песни
Игры

        ИГРЫ-ЛОВИШКИ салки, или пятнашки
        Одна из самых распространенных игр в России, имеет разных местах разные названия и варианты.
        По жребию выбирают одного водящего - "салку", или "пятнашку". Условно устанавливают границы площадки. Играющие разбегаются, а водящий догоняет их, стараясь коснуться кого-либо рукой, "осалить", "запятнать". Кого догонит и "осалит", тот становится "салкой", "пятнашкой". Он начинает ловить играющих, а бывший "салка" убегает со всеми. В игру можно играть, пока не надоест.
        салки с домом (вариант)
        Для игроков на площадке чертится "дом", где их нельзя "пятнать", "салить". "Салка" может "салить" только вне "дома".
        Турецкие салки (кдрилит)
        Не "салят" того, кто успел сесть по-турецки (скрестив ноги).
        бежал за ее границы, считается пойманным и становится "салкой". Каждый новый водящий должен объявлять, что он стал "салкой", или "пятнашкой", чтобы все знали, от кого спасаться. Водящий не должен бегать за одним и тем же играющим. Об этом напоминают игровые приговоры, которые так любят дети:
        За одним не гонка - Поймаешь поросенка!
        Современный вариант: За одним не гонка - Я не пятитонка!
        В этой игре воспитывается ловкость, возможность мобилизоваться и избежать опасности. Варианты игры предложены по степени усложнения. Если первые наиболее интересны дошкольникам, то последние - младшим школьникам.
        Среди игр-ловишек много образных игр.

        Хромая ворона
        По жребию выбирается "хромая ворона", остальные играющие - "воробушки". На площадке отмечается "гнездо". "Хромая ворона" уходит в свое "гнездо", где она может стоять на двух ногах.
        "Воробушки" стараются выманить "ворону". Они могут бегать у "гнезда", чирикая и пища на разные голоса, дразнить водящего: "Хромая ворона! Карр, карр, воровка!" Как только "ворона" присмотрит себе жертву, она встает на одну ногу, выпрыгивает из "гнезда", старается "запятнать" зазевавшегося "воробья". Если это удается, она встает на обе ноги, а новая "хромая ворона" спешит в "гнездо". "Ворона" может "запятнать" свою жертву и на обеих ногах, но при этом она не должна выходить из "гнезда".
        Указания к проведению: игра проводится на просторной поляне, в ней участвуют старшие дошкольники и младшие школьники, от 3 до 20 человек. Важно соблюдать следующее условие: "хромая ворона" должна все время скакать на одной ноге, на той, на которой выскочила из "гнезда". Если она переменит ногу или коснется второй ногой земли, то должна снова отправиться в "гнездо" и водить сначала. Убегать в свое "гнездо" "ворона" может на двух ногах, игрокам разрешается тихонечко хлопать ее по спине, по плечам. Никто из "воробьев" не имеет права вскакивать в "гнездо" и даже наступать на черту.

        Лиса
        Играющие считаются до тех пор, пока не останется один человек. Его дразнят: "Лиса, лиса, долгий хвост!" "Лиса" бросается ловить игроков, и тот, кого она поймает, помогает ей ловить остальных.
        Указания к проведению: эта игра для дошкольников; чем больше участников, тем она интереснее. Следует соблюдать правило: ловить игроков можно только в пределах установленной площадки. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не будут пойманы.

        Лягушка
        Играющий, изображая лягушку, садится на корточки. Участники игры подходят к нему со словами: "Я в лягушечьем доме, что хочу, то делаю". "Лягушка" встает и догоняет играющих, которые стараются добраться до своего домика. Добежавший игрок говорит: "Дома", или "В своем доме". Пойманный становится лягушкой.
        Указания к проведению: игра интересна и дошкольникам, и младшим школьникам. В начале игры обозначают "дом лягушки" и "дома" остальных игроков. Следует соблюдать правила: лягушка начинает ловить только после дразнилки, ловит только набегу.

        Ястреб и птицы
        "Ястреб", выбранный жеребьевкой, прячется от "птиц". Когда они приближаются к нему, выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится "ястребом". Игра повторяется.
        Указания к проведению: эту игру интереснее проводить на лесной полянке, где "ястреб" может спрятаться в кустах, за деревьями, чтобы напасть неожиданно. "Птицы" должны летать по всей площадке, приближаясь к дому "ястреба".

        Пчелки и ласточки
        Играющие - пчелы - "летают" на поляне и поют, приговаривают:
        Пчелки летают, Медок собирают. Зум, зум, зум! Зум,зум,зум!
        "Ласточка", выбранная по жребию, сидит в своем "гнезде" и слушает их пение. По окончании песни "ласточка" говорит: "Ласточка встанет, пчелку поймает". С последним словом она вылетает из "гнезда" и ловит "пчел". Пойманный становится "ласточкой", игра повторяется.
        Указания к проведению: игра интересна малышам. Можно играть со всей группой. Условие одно:
        "пчелы" должны летать по всей площадке и удаляться только после слов "ласточки".

        Баба-Яга
        Один из играющих, выбранный по жребию Бабой-Ягой, становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:
        Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, Ногу сломала. Пошла в огород, Испугался народ. Побежала в баньку, Испугала зайку.
        Или:
        Бабка-Ежка, костяная ножка, С печки упала, Ножку сломала.
        Пошла по улице, Раздавила курицу. Пошла на базар, Раздавила самовар. Пошла на лужайку, Испугала зайку.
        Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать убегающих игроков. Тот, кого она поймала, становится Бабой-Ягой, и игра продолжается.
        Указания к проведению: игра интересна и дошкольникам, и младшим школьникам. Количество участников - от 3 до 30 человек. В руках у Бабы-Яги по желанию игроков может быть ветка ("помело"), которой она их "салит". В начале игры следует определить пространство, на котором участники бегают от Бабы-Яги. Игру можно усложнить: кого Баба-Яга поймает, тот замирает на месте. Спасти пойманного могут другие игроки, дотронувшись, до него.

        Коршун
        По жребию играющие выбирают "коршуна" и "наседку". Все остальные - "цыплята". Они становятся в цепочку друг за другом. Каждый играющий держится за пояс впереди стоящего. "Наседка" становится во главе цепочки. Ее задача - защитить "цыплят", особенно самого последнего, от "коршуна". "Коршун" сидит на земле и копает ямку. К нему подходит "наседка" с "цыплятами" и начинает разговор:
        - Коршун, что ты делаешь?
        - Ямку рою.
        - Зачем тебе ямка?
        - Копеечку ищу.
        - Зачем тебе копеечка?
        - Иголочку куплю.
        - Зачем тебе иголочка?
        - Мешочек сшить.
        - Зачем тебе мешочек?
        - Камешки класть.
        - Зачем тебе камешки?
        - В твоих деток кидать.
        - За что?
        - Ко мне в огород лазят.
        - Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, так лови их.
        "Коршун" бросается на "цыплят". Его задача- оторвать от цепочки стоящего в конце "цыпленка". "Наседка" старается не подпустить его к "цыплятам". Последний "цыпленок" тоже старается увернуться от рук хищника. Когда "коршун" переловит всех, игра кончается.
        Указания к проведению: в игре могут принимать участие до 20 человек. По условию "коршун" может похитить только последнего "цыпленка". Игра будет интереснее, если "коршун" будет использовать различные хитрости, например, неожиданно повернется в другую сторону и схватит "цыпленка". Следует помнить правила: "цыплята" должны крепко держаться друг за друга, так как те, которые оторвались от цепочки и не успели быстро соединиться, тоже становятся добычей "коршуна". "Наседка", защищая "цыплят", не имеет права отталкивать "коршуна" руками. Иногда договариваются играть так: если "коршун" поймает пятерых "цыплят", то сам становится "наседкой", а "наседка" превращается в последнего "цыпленка" в цепочке.

        Жабка
        По жребию выбирается "жабка". Остальные рисуют круг и становятся за черту. "Жабка" выходит на середину круга, играющие переговариваются с ней:
        - Зачем тебе, жабка, четыре лапки?
        - Чтобы скакать по траве, вытянув лапки!
        - Покажи, жабка, как ты прыгаешь, скачешь!
        - А я этак и вот так!
        "Жабка" показывает, как она прыгает, а дети, стоящие на линии круга, приговаривают:
        Бода, бода, балабода, Живет жабка у болота, Выпучив глаза сидит, Громко-громко говорит:
        - Ква-ква-ква-квак, А я прыгаю вот так!
        "Жабка" прыгает, пытаясь "осалить" кого-нибудь из играющих. Игроки увертываются, бегают по линии круга. Кого "жабка" коснется, тот берет на себя ее роль.
        Указания к проведению: игра интересна дошкольникам. Лучше играть подгруппой 10-12 чело век. Следует помнить, что "жабка" начинает "салить играющих после дразнилки. Сошедший с линии круга считается пойманным и выходит из игры.

        Заря-заряница
        Играющие садятся в круг на корточки. Водящий ("заря-заряница") ходит вне круга, прячет за спиной "ключи" - платочек с завязанным узелком Ходит "заря-заряница", вместе со всеми приговаривает:
        Заря-заряница,
        Красная девица,
        По небу ходила,
        Ключи обронила.
        Месяц видел,
        Солнце скрало!
        Водящий пытается незаметно положить кому-нибудь будь сзади "ключи". Играющим нельзя оглядываться, поворачивать голову. Тот, кому положили "ключи", бежит за водящим, бьет его платочком, приговаривая: "Не теряй ключей, не теряй ключей;
        Пойманный водящий садится на его место, а "запятнавший" становится "зарею".
        Указания к проведению: игра интересна младшим школьникам, требует не только быстроты реакции и сноровки, но и внимания. Играть можно как на улице, так и в помещении (игра не требует большого пространства). По условиям игры если тот, KO! положили "ключи", этого не заметит, "заря" обходит круг, поднимает "ключи", начинает хлестать зеваку, приговаривая: "Не прячь ключей, не прячь ключей!"

        Дедушка-сапожник
        По считалочке выбирается "дедушка-сапожник". Он становится в центре круга, образованного играющими. Начинается диалог:
        Дети: Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!
        Сапожник: Погодите, детки, потерял очки!
        Дети: Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмешь?
        Сапожник: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
        Дети: Дедушка-сапожник, ты с ума сошел!
        Сапожник: Погодите, детки, я очки нашел!
        Во время диалога дети сужают круг, приближаясь к "сапожнику". После произнесения последних слов "дедушка" старается поймать кого-нибудь из играющих. Пойманный становится "дедушкой-сапожником".
        Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится "башмачник", выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: "Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!" Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают:
        "Примеряй, примеряй!" После этих слов "башмачник" должен, не вставая со своего места, протянуть руку и "осалить" кого-нибудь из круга. Пойманный и "башмачник" меняются местами.

        САПОЖНИК (современный вариант)
        Чертится домик "сапожника" в виде "улитки". "Сапожник", выбранный по жребию, находится в самом центре. Играющие по очереди "звонят" к нему в дом. После звонка "сапожник" бежит по спиральной дорожке к двери, приглашает гостя к себе.
        Гость: Сапожник, сапожник, почини мне ботинки (туфли, сапоги и пр.).
        Сапожник "снимает мерки" с обуви - обводит палочкой ступню гостя - и имитирует ремонт обуви. Затем называет цену.
        Гость (отвлекает внимание сапожника): Сапожник, сапожник, смотри, вон птичка летит (самолет и пр.).
        Сапожник смотрит на небо, а гость убегает по спиральной дорожке. Сапожник догоняет и старается "засалить". Если догонит- меняются ролями, а если нет, то сапожник встречает следующего гостя.
        Указания к проведению: игра проводится на небольшой игровой площадке, группой до 12 человек. До начала игры договариваются : будет "дедушка-сапожник" ловить игроков, не выходя из круга, или по всей площадке. В варианте "Башмачник" размер круга определяется возможностями игроков дотянуться с его центра до края. Играя в "сапожника", следует помнить: нельзя наступать на спиральные дорожки, перескакивать с одной дорожки на другую.

        Волк и дети
        Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные- дети. "Волк" сидит в стороне и молчит. Дети, делая вид, что собирают ягоды в лесу, подходят к "волку", приговаривают:
        Щипаю, щипаю по ягодку, По черную смородинку, Батюшке на вставчик, Матушке на рукавчик, Серому волку Травки на лопату.
        С последними словами дети бросают в "волка" травку и бегут врассыпную, а "волк" ловит их. Пойманный становится "волком". Если "волк" никого не поймал, он возвращается на свое место.

Литература
Hosted by uCoz