Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Обычаи

Патриархально-родовые | Семейно-брачные | Погребально-поминальные
Патриархально-родовые

        В семейских селах вплоть до революции все общественные дела вершились «миром». На сходках, где фактически хозяйничали богатеи, выбирали старосту, распределяли сенокосные угодья, раскладывали налоги и повинности, выделяли рекрутов, наказывали воров и пьяниц и решали другие вопросы, касающиеся общественной жизни. По уставу, старосты обязаны были смотреть за поведением крестьян, чтобы они через пьянство и мотовство не разоряли хозяйство и не обрекали семью на нищету, не держали у себя беглых каторжников, строили дома по плану и соблюдали в них чистоту. Власть их была весьма велика. По собственному усмотрению они могли посадить крестьян на несколько дней под арест, заковать в цепь и колодки.
        В крестьянском быту были распространены так называемые помочи. При строительстве домов и подсобных помещений, при уборке урожая группа родственников или близких людей собиралась у хозяи­на и помогала ему. Помочи устраивали также солдаткам, вдовам и престарелым лицам. Но в основном каждая семья вела свое хозяйство самостоятельно.
        У семейских в дореволюционное время были семьи малые и большие. Малые состояли из трех-пяти человек, а в больших проживали совместно с родителями два-три женатых брата со своими женами и детьми. Такие семьи были многолюдны (до 30 и более человек), состояли из трех-четырех поколений.
        К разделу хозяйства прибегали неохотно. Сохранение неразделенных семей было вызвано хозяйственными потребностями: легче было вести хозяйство, корчевать леса, осваивать новые земли, убирать уро­жай, так как тогдашняя техника требовала больших затрат труда и множества рабочих рук. Только теснота и отбывание рекрутчины служили поводом для выдела. Тогда каждому сыну неподалёку от отцовского дома строилась изба, выделялась необходимая утварь и хозяйственные принадлежности; только младший сын оставался с родителями. При разделе отцу доставалась определенная доля скота и инвентаря, примерно равная доле сыновей.
        Обязанности мужчин и женщин в семье были строго определены. Мужчины сеяли, пахали, ухаживали за лошадьми, за скотом, заготавливали дрова, строительный материал и т. п. Женщины выполняли всю работу по «домашности»: наводили чистоту, стирали, пекли хлеб, готовили еду, воспитывали детей.
        О занятиях хозяйки в летний день Ровинский писал: «Старухе лет за 50, но она смотрела чрезвычайно свежо. У них живых детей 9 человек, да несколько умерло. Старуха работала не покладая рук. Все отправятся в поле, а она накормит кур, свиней и пойдет поливать огород, если же поливы нет, то садится за стан и ткет сукно. В продолжение месяца она на моих глазах выткала сукно и сшила из него 3 куртика (коротенький кафтанчик). За огородами тоже много работы, то трава забила, нужно выполоть, то нужно обкучить картофель, то обобрать червя на капусте, то полива подоспела. Поливают, запуская воду между гряд, в воде по колено. Хозяйка жалуется на боль в ногах, и этим страдают там почти все».
        В больших неразделённых семьях обычно устанавливалось понедельное дежурство невесток. В течение недели одна из них с помощью свекрови должна управляться по дому: наносить воды (мужчины у семейских подноску воды из колодцев в дом считали ниже своего достоинства, и тот, кто помогал жене в этом деле, подвергался насмешкам), приготовить пищу, испечь хлеб, накормить всю семью. Такая неделя была самой тяжёлой для молодой снохи.
        Грамоте женщин не обучали, считая, что незачем им учиться. Обычно говорили: «Мужику не рожать, бабе дьяком не бывать», а женское дело - стряпня да ребятёнки. Но П. Ровинский замечает, что «у семейских замужняя женщина нередко пользуется большим влиянием в семье: муж ничего не предпринимает, не посоветовавшись с нею, иногда даже в делах общественных; у жены хранятся деньги, она часто ведет расчеты, включая и уплату повинностей».
        Случалось, что женщины одни вели свое хозяйство и неплохо справлялись. Но, как правило, доля одинокой крестьянки была нелёгкой.
        Порядок в семье зависел от главы семьи. Были грозные старики, которые управляли всем хозяйством, их слово было законом, им никто не смел перечить. Одно появление их приводило в трепет всех домочадцев, особенно страдали от них невестки. Были и более терпимые хозяева, но и их воля довлела над всеми домашними. Сыновья, дочери и тем более невестки не имели права без разрешения родителей истратить деньги по своему усмотрению. Покупка вещей и одежды всегда делалась с согласия матери. Лишь изредка обычай допускал отступление от этого правила. Так, например, было принято два раза в год мыть стены дома, для чего богатые нанимали девушек из бедных семей, вознаграждая их куском ткани, чем-либо из готовой одежды, а иногда деньгами, которые они могли расходовать по своему усмотрению на обновки (сарафан, запон, юбку и т. п.). Особенно горь­кой была в семьях семейских участь вдовы. Ни радости, ни просвета она не видела, вся жизнь ее протекала в тяжёлом труде.
        К советам старших у семейских всегда прислушивались, их почитали за житейский опыт, за труд, за разумность решений. Но положительное значение восприятия опыта старшего поколения в жизни часто омрачалось тем, что старшие, пользуясь положением главы семьи, злоупотребляли своей властью, доходили до самодурства, были круты на расправу. От этого страдали прежде всего их ближние.

Литература
Hosted by uCoz