Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Праздники

Зимние праздники | Весенние праздники | Летние праздники | Осенние праздники
Весенние праздники

        День Евдокии. Справляется 1 марта по этому дню старались угадать какой будет весна.
        Сороки. 9 марта – 40 великомучеников. Эта календарная дата в жизни крестьян имела немаловажное значение, было замечено, что на сороки прилетают турпаны.
        Алексей – божий человек. Справлялся 17 марта. Именно к этому времени люди заканчивали заготовку дров на весь год.
        День Дарьи. 19 марта. На Чикое начинали холсты отбеливать. В Бичуре к этой работе приступали с того времени, когда «побежит канава», т. е. пустят воду по канавам.
        Благовещение. 25 марта, cчитался одним из самых больших праздников. Важная с/х-ая дата, изобилующая приметами и запретами.
        День преподобной матери Марьи. 1 апреля, происходит «распаление» рек, т.е. половодье начинается. Земля оттаила настолько, что можно начинать пахату.
        Егорьев день. 23 апреля – очень важный с/х-ый праздник у семейских. «Егорий по настоящему весну начинает, а Илья лето кончает», говорят семейские.
        Пасха. Православную пасху отмечают в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Семейские называют её «паска» и празднуют 8 дней. К ней готовились заранее. Накапливали яйца, которые обычно красили в «луковых перьях», т.е. в луковой шелухе, в четверг перед пасхой. Окрашивали по 100-200 яиц, которые во время пасхи раздавали детям, приходившим «христосоваться», а также «разговлялись» сами всей семьей в первый день праздника. Часть яиц приберегали для членов семьи и делили между ними поровну. На божницу к иконам клали крашенное варенное яйцо. Это пасхальное бросают при пожаре в огонь, и тот якобы начинает «гореть столбом» и не идет в сторону.
        День Арины – рассадницы. 5 мая, в этот день рассаду сеяли в рассаднике, в грун её высаживали за день до 1 июня, т.к. ло этого срока в Забайкалье наблюдаются заморозки.
        Никола вешний. 9 мая. Ему было отведено под праздники 2 дня в году. Он охранял и наказывал. Бедные или обиженные ходили в церковь и обращались к нему за помощью.
        Сидор-огуречник. 14 мая. Почти повсеместно существует обычай выбрасывать мокрую тряпку на ночь и замечать по ней. Если тряпка замерзнет, то огурцы сеять нет проку, и наоборот – сейте больше огурцов.
        День Константина. 21 мая, начинали сеять ячмень и овес.
        День Елены. 21 мая, «последний сад огурцам». При посадке огурцов в парник в лунку подсыпают костру, надеясь этим предать им урожайность, силу и уберечь их от злых духов.
        Еремей-распрягальник. 31 мая. С севом покончено. Оставалось только засеять полдевные земли.
        Троица. Один из любимых и почитаемых праздников. Это был праздник зеленеющей весны и молодого деревца, кудрявой березки. Березку называли «кумушкой». Её наряжали лентами, бусами, венками из жарков и цветущей черемухой. Привязывали все это к стволу, к макушке, к ветвям. На Руси считали, что березка обладает чудесною силою раннего воскрешения и поэтому её влияние на урожай, на плодовитость будет более сильной. Вот почему заламывали верхушку березы, считая, что в ней заключена её сила. Чтобы эта сила не уходила, а переходила к женщинам, вплетали её в венок. Венок – магический круг, а круг – символ солнца. Венок как магический круг заключал в себе силы матери – земли. Завивание венков как магическое средство оказывало якобы влияние на плодовитость и урожай. Березку носили по улицам с верхнего конца до нижнего.

Литература
Hosted by uCoz