Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Историческая справка

        Семейские - это своеобразная этнографическая группа русского старообрядческого населения Сибири. Их предки выступили в XVII в. против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церкви. Одним из пламенных вдохновителей староверов был огнепальный протопоп-бунтарь Аввакум.
        Восставая против реформы и притеснений, одни староверы, наиболее фанатичные, вынуждены были прибегать к самым крайним мерам - в знак протеста сжигали себя заживо; другие поднимали бунты и восстания; третьи, скрываясь от преследований, бежали на окраины Российского государства и за его пределы. Так, на Урале и в Сибири появились "кержаки", в Турции - "казаки-некрасовцы", в Румынии - "липоване", в тогдашних пределах Польши - на Ветке и в Стародубье - "поляки". Везде, где бы они оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык.
        В 1735 и 1764 гг. царское правительство предприняло две "выгонки", изгнав "поляков"-староверов с насиженных мест и сослав их в "страшную глушь", за Байкал, чтобы они развивали там землепашество и снабжали Нерчинских рудокопов хлебом. Вероятно, здесь в Сибири, и назвали их "семейскими", потому что те пришли сюда, в отличии от других переселенцев, семьями.
        Старообрядцы - группа русского населения края - в силу ряда исторических причин хорошо сохранившая почти до середины XXв. традиционный уклад жизни. Поездка в семейское село даже сегодня может показаться путешествием в историю - так можно здесь архаично в облике самих людей и их одежде, в говоре, а также прослеживается в особенностях жилых построек, орудий труда, утвари. А выступления народных семейских хоров на естественных площадках или на сценах вызывает всегда бурю восторга: красочные, яркие одежды и головные уборы женщин, развивающиеся косы девушек, длинные бороды и косоворотки мужиков и бесподобно распевные многоголосные песни, то грустные, то искрящиеся весельем с переплясами и шутками.
        Освоение русскими Забайкалья и Алтая в основном производило в XVIII-XIXвв. Сюда приезжали путешественники и географы, казаки и государственные чиновники, купцы и солдаты. Но наиболее сильное влияние на экономическое благосостояние края оказали русские староверы. Староверы в дореволюционной Сибири составляли значительную часть русского христианства этого региона. Согласно переписи 1897 г. в Сибири проживало около 250 тыс. старообрядцев. В Западной Сибири и на Алтае в конце XIX в. их было 170-180 тыс., а в Забайкалье - более 40 тыс. попав сюда против своей воли, они в кратчайший срок освоили эти прежде бесплодные земли, научились выращивать в них рожь, пшеницу, ячмень. Их трудом была поднята целина многих окраин России на ее юго-восточных границах. Их усилиями были приобретены новые земли на юге Алтая и разработаны горно-таежные районы Забайкалья. Их опыт возделывания земли стал образцом для других народов, проживающих в этих местах, в том числе и для аборигенов края - бурят. Прежде бесплодные места стали называть житницей Сибири. Отпала необходимость ввозить в Забайкалье хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.
        Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением "семейскими", представляют одну из интересных этнических групп края. Сосланные сюда в середине XVIII века, они принесли с собой и сохранили здесь яркие элементы древней русской национальной культуры. Распахивая целину, выкорчевывая деревья в тайге, старообрядцы - семейские очень скоро превратили Забайкалье в ведущий хлебородный район Восточной Сибири. Они сеяли коноплю, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес, сажали картофель, разводили огороды и даже выращивали арбузы и дыни. Вот что сообщалось о земледельческом таланте семейских в одном из губернских официальных источников за 1808 год: "Пример редкого трудолюбия и прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеуденском уезде старообрядцы. Они поселены лет за 40 на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделали, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеуденского и Нерчинского уездов".
        Переселившиеся в Забайкалье, старообрядцы стали жить крупными обособленными группами в нынешних Улан-Удэнском, Бичурском и Мухоршибирском районах Бурятии, а так же в Красночикойском районе Читинской области. Находясь во власти своих религиозных взглядов, преследуемые официальным православием, семейские мало входили в контакт с окружающим населением края и строго придерживались традиционных обычаев и правил. Только после Великой Октябрьской социалистической революции новая жизнь сломила консерватизм старообрядческого населения Забайкалья.
       

Возникновение старообрядчества

        История старообрядчества начинается в XVII в., когда вокруг только что вступившего на престол царя Алексея Михайловича возник кружок единомышленников, который получил название кружка ревнителей благочестия. В него входил царский духовник Иван Ванифатьев, протопоп московского Казанского собора Иоанн Неронов, протопоп Аввакум, архимандрит Ново Спасского монастыря Никона, боярин Федор Ртицев и др. Задачей этого кружка являлось христианское воспитание народа и разрешение неотложных церковных проблем.
        В 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, патриарший престол занимает Никон - один из активных членов кружка ревнителей благочестия. Став патриархом, Никон продолжает реформаторскую деятельность, уже не считаясь со своими бывшими единомышленниками.
        Как известно, христианство пришло на Русь из Византии, а вместе с ним появились богослужебные книги и византийские церковные обряды.
        С течением времени греки изменили ряд своих обрядов, в то время, как на Руси они сохранились в прежнем виде. Однако Никон и работавшие по его поручению ученые-книжники не поняли этого. Они стремились приблизить русское богослужение к греческим образцам, а все расхождения в церковных книгах объясняли ошибками невежественных песцов. Древние чины были исправлены по новым греческим и малороссийским книгам, а все, кто служил по-старому, были прокляты.
        Пренебрежительный отказ Никона от прежней традиции оскорбил многих. Обижало не само нововведение, а резкое и огульное отрицание всего старообрядческого чина и обряда. Его не просто заменили новым, но еще и объявили ложным, еретическим, почти нечестивым. Именно это смутило и ранило народную совесть. Значительное число русских людей не приняли Никоновских реформ и отделились от Никона как от еретика. Среди отделившихся были и его бывшие соратники по кружку ревнителей благочестия. Тех, кто не принял церковных нововведений стали называть старообрядцами. Старообрядчество начинает существовать как самостоятельное течение в православии.
       

История старообрядчества в Забайкалье

        Жесткое преследование старообрядцев часто приводило к противоположным результатам. Староверие стихийно распространялось не только в центре страны, но и на ее окраинах. Староверы уходили к Белому морю, на Печору, Мезень, в Сибирь. Отдельные группы уходили в Польшу, Молдавию, Валахию. Особенно много староверов поселилось в Стародубье и Ветку, которое в то время принадлежали Польскому государству. Старообрядский писатель Иван Алексеев писал: "И к новшествам принуждающее силою и муками; коих страшных прещений, не могуще носите, многие народы оставляюще свои природные места, сродники и други, течаху в Старообрядческую область и тамо пустыни поселяюще". Местные власти благожелательно приняли первых переселенцев, и на "украинские земли" потянулись сотни ищущих свободы вероисповедания и вольной жизни. В конце XVII - начале XVIII вв. там собралось значительное число предприимчивых, гордых и трудолюбивых русских людей.
        В Польше жизнь для староверов была проще и спокойнее. Они чувствовали себя вольными людьми: их не преследовали за религиозные убеждения, не было рекрутчины и побоев. Переселенцы осваивали новые земли, осушали болота, строили дома, монастыри и храмы, занимались ремеслом и торговлей. Крестьянские повинности были незначительными и часто ограничивались лишь уборкой сена и доставкой дров хозяину, на земле которого они жили. Поэтому на Ветку и в Стародубье пришло много выходцев из Центральной России, а также из северо-западной Новгородской губернии.
        Со временем старообрядческие польские поселения становятся все более притягательными для энергичных и свободолюбивых русских людей. Сюда бежали не только жертвы религиозных преследований, но и крестьяне, обиженные своим помещиком, беглые солдаты и рекруты, спасающиеся от погони каторжники, не поладивши с законом посадские люди, торговцы. Помещики и военоначальники пишут в Сидон жалобы на побеги своих крестьян и солдат. В 1734 г. правительство Анны Иоановны издает манифест "О возвращении беглецов из-за границы на прежнее жилище и о даче им для поправления своего состояния льготы от государственных подателей на несколько лет". Однако старообрядцы не захотели привилегий своей вольной жизни. И тогда в 1735 г. русские полки перешли польскую границу. Ветка была окружена, а застигнуться врасплох жители не оказали никакого сопротивления. Более 15 тыс. людей было выведено из Польши обратно а Россию. Однако это не остановило бегства старообрядцев за границу, и через пять лет Ветка опять стала одним из крупнейших старообрядческих центров.

Литература
Hosted by uCoz