Этнос - Эвенки
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура эвенков - Ремесло

Художественное ремесло

        Эвенки Севера Бурятии, как и все народы, создали богатое своеобразное искусство. В настоящее время в нем сохраняются черты глубокой древности, которые проявляются как в тематике, так и в форме рисунка. У эвенков украшением предметов бытового назначения из кожи, меха и материи занимались женщины; тиснением на бересте, вырезанием по дереву и по кости – мужчины. Декоративное искусство носило массовый характер. Мастеров – ремесленников не было, хотя и выделялись отдельные мастерицы, которые заслужено пользовались большим уважением среди сородичей. Бытовое искусство отражало духовную культуру этого народа, удовлетворяло эстетические их потребности. Оно раскрывало в реалистических образах мир животных, отражало народные знания, чувства и мысли. Эвенки создали замечательный по красочности орнамент, который наносится на различные предметы материальной культуры: посуду, одежду, утварь и на другие предметы бытового назначения. Общение с другими народами благоприятно отразилось на их культурном развитии. Появившиеся с приходом русских, цветные нитки, шелк, бисерные нити и т.д. широко использовались при изготовлении орнаментов и рисунков.
        Орнамент эвенков Забайкалья представляет форму сочетания геометрических фигур: чередующихся полос и квадратов, прямоугольников и кругов. Многие компоненты не имеют своего названия. В орнаменте не встречаются растений, а также волнообразные, меандровые украшения, столь распространенные в орнаментике соседних народов (бурят и якутов).
        Орнамент наносится на предметы как утилитарного, так и художественного назначения: на шкатулки (авсак), сумы (пота), одежду, берестяные сосуды (туесы), коврики (кумаланы), на луки оленних седел (лочоко). Способ нанесения орнамента на поверхность предмета обуславливается определенным свойством того или иного материала. Посредством резьбы выполняется работа на дереве, тиснением – на бересте, вышиванием и аппликацией – на коже. При этом орнаментированная часть изделия часто служит украшением, реже является составной его частью.
        Наибольший интерес из художественных изделий представляют ковры (кумаланы). Они изготавливаются их шкур различных животных: оленя, косули, нерпы и др. при изготовлении подбираются шкуры с разным мехом: белого, черного, серого, рыжеватого цвета. Ковры в зависимости от назначения и наличия определенного материала изготавливаются различной формы и величины: круглые, прямоугольные и овальные.
        Украшения ковриков построены по принципу чередования темных и светлых тонов, в результате чего достигается более контрастное выделение всех частей коврика, имеющих различные оттенки. Коврики всех форм и размеров служат не только подстилкой в палатках и чумах, но ими украшают и стены жилых домов, устилают мебель. Коврики прямоугольной формы в среднем имеют размер от 1,5x1 м до 0,7x0,4, круглой – от 0,5 до 0,3 м в диаметре.
        Коробки-шкатулки (явсак) служат для хранения мелких предметов. Боковые стенки ее украшаются полосами различного цвета из шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных тканей. Кроме того, эти коробки украшаются и бисерными нитями разных размеров и цветов, которые располагаются вдоль стенок посередине цветных полос. У основания шкатулка опушивается темным или светлым мехом.
        На берестяные сосуды (туеса) украшения наносятся путем тиснения и вырезания. Вьючные сумы (пота, инмэк), используемые для хранения продуктов при перевозках, украшаются типичным орнаментом из самого различного материала: кожи, меха, цветного материала и даже бисера. Боковые стенки сумы украшаются орнаментированной рамкой, основной фон которой обязательно имеет мех другой расцветки, чем мех самой сумы.
        Украшения (отделка) на обуви более простые, чем на коврах и других предметах быта. Здесь кроме чередующихся белых и черных квадратов, полос и цветного материала и меха, беспрерывного зигзага, других рисунков нет. Позднее эти украшения обогатились за счет нового мотива – звездочек. Типичные мотивы орнамента: полосы из шелковых, хлопчатобумажных тканей, бисерные нити, различные по цвету и размеру, в прошлом использовались и для украшения летней женской одежды – халата и мужского нагрудника.
        Национальным орнаментом украшаются передний и задний луки оленьего седла. Выполняется работа резьбой. Все компоненты орнамента (прямые полосы, зигзаги, различные фигуры) вырезаются тщательно с соблюдением строгой симметрии. Все детали рисунка выпуклы. Все оленьи седла украшаются фигурками птиц и животных, разными знаками, эмблемами, но нигде не встретишь на них фигур людей. На луках седел отдельные рисунки иногда раскрашиваются в определнные цвета масляными или акварельными красками.
        Орнаментом или рисунком украшаются рукавицы, кисеты, ручки (черешки) охотничьих ножей и другие мелкие предметы быта.
        У мужчин и женщин была аналогичная верхняя одежда – парки. У мужчин на ровдужном, расшитом бисером поясе были подвешены кошелек для табака, трубка, огниво, нож в расшитых бисером ровдужных ножнах, а у женщин на таком же поясе висели игольница, наперсток, сумочки с оленьими сухожилиями (нитками) и прочие предметы женского обихода.
        Женские парки были сплошь покрыты металлическими бляхами. Бляхи были нашиты на груди, на подоле, на нагруднике. Кроме блях, нашивали еще кольца и колокольчики.
        Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды.
        Появление у эвенков сукна способствовало усилению красочности эвенкийской одежды. Оленья парка постепенно уступает место зипуну из сукна, название и покрой которого заимствованы от русской крестьянской одежды. Зипун дополняла меховая обувь из оленьих камусов. Унты – торбаса из оленьих камусов чрезвычайно рациональны и удобны в пользовании. неСмотря на то, что обувь особенно быстро снашивалась и заменялась новой, принцип соединения целесообразности и красоты и здесь оствалась в силе. Искусная мастерица умела придать своим торбасам стройную, изящную форму. С боков вшивались две симметричные вертикальные бисерные вставки, на которых плотные ряды разноцветного бисера располагались уголками, острием вниз. Ниже колен эти две боковые вставки соединялись поперечной бисерной перемычкой. Вверху унты украшал широкий узорный край, состоящий из темных и светлых квадратиков меховой мозаики. Позже его заменил борт из сукна или бархата с вышивкой бисером в виде арочного или полосного узора.
        Особенно много творческой изобретательности и художественного вкуса проявлялось эвенками при изготовлении одежды, обуви, головных уборов и различных необходимых культовых предметов шаманов.
        Их костюм был сшит из ровдуги, обильно украшен меховой и ровдужной бахромой. На него навешивалось, кроме того, 16 кг кованных и литых железных изображений духов и “помощников шамана”.

Литература
Hosted by uCoz