Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура семейских - Пища

Пища

        Пища семейских состояла из скоромной - в мясоеды и постном - в посты. У этих прирожденных хлеборобов большое значение имела мучная пища. Главным продуктом питания был яричный (ржаной) хлеб, пшеничный подавался к столу по праздничным дням, а в будничные дни — только к чаю. В большом количестве употреблялись картофель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.
        В мясоеды питание состояло из баранины, свинины, говядины, мяса диких коз и изюбрей. Ели мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлебку, саламат, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с салом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с печенью, студень и другие блюда. Употребление в пищу конского мяса считалось грехом из-за того, что копыта у коня не раздвоены.По средам и пятницам, считавшимся постными днями, пища была скуднее: хлеб, блюда из муки (галушки, толокно), картофель толченый с конопляным маслом («бульбишня») или в «мундире», капуста, постные щи, о которых говорили: «Наши щи хоть кнутом хлещи — пузырь не вскочит и брюха не откормят»), суп, ботвинья с луком, кисель, разные каши: гречневая, просяная, овсяная и другие.Особенно трудно было переносить «великий пост», длившийся семь недель - от масленицы до пасхи, и петров пост в июне, когда иссякали всякие запасы: наступал настоящий голод, недаром говорили: «петровки — голодовки».В пост пекли пироги с луком, с грибами, с капустой, с морковью и иногда с рыбой, лепешки с ягодами, с конопляным маслом. Любили печь «пироженники» (пирожки) с разной начинкой.Бурдук изготовляли из пшеничных или ржаных отрубей, в них добавляли немного пшеничной муки, заквашивали на дрожжах, добавляя опару или тесто, потом процеживали.Дрожжи готовили сами. Сваренную солодуху наливали в туесок и, чтобы она скорее «подходила», опускали в нее кусок ржаного хлеба и ставили в теплое место. Вскоре получалась накваска (дрожжи). Опара приготовлялась так. Отруби заваривали кипятком, в них сначала добавляли накваску, а затем холодную воду. Когда опара поднималась, ее процеживали.Особенно обильной, вкусной и разнообразной была пища семейских по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или с молоком, щи, картофель с мясом, яйца варёные, яичница, сдобная стряпня. Ценилась семейскими и рыба, особенно омуль и кета. Омуль добывали в Селенге, под горой Омулёвкой. По преданию, записанному у тарбагатайского крестьянина И. И. Чебунина, в тех местах некогда рыбу даже руками ловили, а женщины — подолами. У семейских не было большого ассортимента напитков. В старину чай они не пили: запрещали духовные пастыри. Тех, кто осмеливался пить чай, предавали анафеме. Вместо чая употребляли дикорастущие растения: бадан, иван-чай («скрипень») брусничник, листья смородины, шульту (сердцевину березы), чагу (березовый наплыв), ревень (корень), турусульник, или курильский чай, и т. п. В двадцатые годы XIX века чай пили уже многие. Об этом сообщают А. Мартос и декабристы. Чай пили с «забелкой» (с молоком), но без сахара, которого семейские вообще употребляли мало. Для питья готовили еще ботвинью и квас. Пить вино и водку семейские считали грехом, ибо «хмельное питье от беса сотворено на пагубу душам православных христиан». Но по праздникам его все же употребляли.

Литература
Hosted by uCoz