Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура семейских - Ремесло

Семейская роспись | Промыслы | Домовая роспись | Ткачество
Резьба по дереву | Лоскутная техника | Домовая резьба
Домовая роспись

        Роспись по дереву тесно связана со срубом жилища и распространена на значительной территории расселения русского народа, особенно на Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири.
        Домовая роспись - примета быта семейских, известна пока немногим и сложна по происхождению. Кроме присущих ей особенностей, семейская роспись имеет много общих черт и узоров и их отдельных элементов в манере письма, прежде всего, с известной росписью русских Алтая, поволжскими росписями, росписями Севера и в какой-то мере с Украинской росписью. Домовая роспись у русских крестьян распространилась не ранее XVII в.
        Царские хоромы и дома зажиточного населения в XVI-XVII вв. украшались резными и расписными изображениями геометрического характера, фигурами животных в геральдических позах, изображениями птиц, листьев, трав. Такие узоры украшали фронтоны, стены домов и даже слюду в рамках окон, которую употребляли вместо стекла.
        В крестьянском быту тех времен известны росписи на многочисленных бытовых предметах.
        Сибирская домовая роспись - одно из интереснейших явлений в русской крестьянской живописи. Степень распространения ее в разных областях Сибири далеко не одинакова. Сибирские мастера, основываясь на общерусских традициях, создавали росписи со своеобразным стилем, расширив одновременно сферу применения их при широком использовании мотивов окружающего мира.
        Сложность характера сибирских росписей объясняет "вековое непосредственное общение с местным коренным населением - остяками, якутами, бурятами и др., а это привело к усилению в декоре сибирской избы творчески осмысленных элементов декоративного и прикладного искусства коренного населения и соседних народов".
        Известно, что в Сибири старообрядцы долгое время сохраняли некоторые черты бытового плана и русской художественной культуры XVII - XVIII в. В конце XIX в. в Забайкалье и Бийском округе на Алтае расписывали пришлые "тюменские мастера, знакомые с украинским письмом". У семейских, по их воспоминаниям, "латыши", "вятские артели", "суздала", приходили из "Росеи". К их приходу заранее покрывали однородной краской, чаще светлой; опечки, стены и предметы быта.
        Забайкальская домовая роспись тесно связана с бытом и культурой семейских, с той необычной любовью к яркости и к полихромности, которая проявляется во всем до настоящего времени, начиная с украшения жилища и кончая яркими живописными нарядами женщин. Она подразделяется на наружную роспись домов и внутреннюю - роспись интерьера.
        Придавая большое значение наружной красоте жилища, семейские в его украшении широко использовали полихромную раскраску и роспись, получивших в короткий срок самое широкое распространение. Раскраска и роспись, заметно потеснившие резьбу, сосуществуют с ней до настоящего времени. При больших художественных возможностях росписи и быстроте исполнения, она существенным образом дополнила и обогатила домовую резьбу, усилив ее декоративность.
        Обилие резных деталей на плоскости одного наличника, больше характерных для жилищ ХIХ в., требовало соответственно вкусам семейских применение большого количества цветных красок. Сочетание 5-6 цветов, подобранных по первому желанию хозяйки или наличию имеющихся красок, было обыкновенным.
        Резьбу на наличниках в форме бараночных завиток (по-местному - кудри) стали раскрашивать в 50-60 гг. с соблюдением тональности, особенно в Бичурском районе. Три или две грани каждого завитка могут иметь синий, голубой и белый цвета, или голубой и белый, или красный, или розовый и белый и т.п. Применение белого цвета в сочетании с любимым цветом усиливает впечатление объема резных деталей, подчеркивает красоту формы. Цветовое сочетание в раскраске на филенчатых ставнях может быть в равной мере быть и тональным, и контрастным.
        Чистота жилища семейских тесно взаимосвязана с представлениями о его красоте. Стены жилища внутри и снаружи, потолок мылись, "скреблись", "шоркались дрясвой", то есть крупным песком, по несколько раз в год, в основном при подготовке к религиозным праздникам - Троице, Покрову и т.д. Пол, состоящий из широких добротных плах, шоркался до белизны и покрывался сухой травой или дрясвой до сохранения его чистоты. Тщательность мытья доводилась до такой степени, что стены, по словам семейских, "как жар грели". Мытье стен снаружи, как и внутри, сохранились и в настоящее время.
        Традиция обмазывания глиной, красить красками внешние стороны дома, широко распространенная у семейских и неизвестная другим группам русских, имеет очевидную связь с украинской традицией обмазывать глиной, белить, расписывать внешние стены мазанок и бревенчатых срубов в северных районах Украины.
        В 50-х годах, в связи с появлением в продаже большого количества масляных красок, все стены домов стали окрашиваться полностью. Наиболее распространены цвета: бордово-коричневый или "черемный" (черемуховый) красный, синий, зеленый, голубой и другие. Так как для покрытия всех стен требуется много краски, ее разводят на сыворотке, перегоне или молоке Женщины окрашивают внешние стены дома, наличники и ставни сообрази своим индивидуальным вкусам.
        Простейшие росписи на однополотных ставнях - однотонный круг или цветочная розетка в центре их четверти (сектора), по четырем углам - силуэты сердец белого, красного, желтого, синего цветов по некрашеному тону.
        Домовая роспись внутри жилища по своему характеру и стилю очень разнообразна и сложна. Это можно объяснить долголетним смешением и взаимовлиянием искусства росписи семейских мастеров с манерой письма ссыльных, живших среди семейских, манерой письма пришлых мастеров из среды бурят.
        В росписях семейских мы замечаем два самостоятельных пласта, внешние не имеющие ничего общего, но тем не менее взаимосвязанных между собой.
        К первому типу или пласту мы относим геометрический или полурастительный и в меньшей степени растительный мотивы, принадлежащие кисти женщин-домохозяек. Такие росписи распространены во всех районах, но; центром их можно считать села Тарбагатайского района, где роспись занималась вплоть до недавнего времени, чуть ли не каждая домохозяйка. Росписи домохозяек, состоящие из простейших и в то же время удивительно необычных сочетаний геометрического и полурастительного характера, покрывают стены жилища и сеней, перегородки, деревянные опечки, а иногда и верхнюю часть печей, потолки, полы, матицы.
        Наиболее древними и распространенными в этих росписях являются; изображения круга. В росписи круги изображаются чаще всего вписанными друг в друга, в количестве от 3 до 10. Ширина линии каждого круга, как и его размеры, произвольны.
        Некоторые мастерицы вписывали в круги свастические, радиальные и вихревые розетки. Мотив круга часто встречается и в росписях, относящихся к 1-й половине XX века, но композиции округами усложнились. Внутрь кругов стали вписывать розетки, цветы и листья.
        Другим любимым мотивом являются "косачи", известные почти во всех семейских селениях, получившие наибольшее распространение в Тарба-гатайском районе.
        Каждая женщина по-своему изображала косачи, даже если она подражала соседке, заимствуя форму розетки. На больших плоскостях (на стенах, потолках и полах) косачи располагаются, как правило, по сторонам волнистых и прямых линий, идущих параллельно. В таких симметричных и геометризированных построениях мы ощущаем стремление к изображению динамики движения.
        Симметричное построение косачей и кругов в их вертикальном расположении (большие круги под деревцами с ветками - косачами или круги под деревцами) напоминают нам излюбленные композиции растительного характера русской крестьянской живописи – букет или дерево с вазоном.
        Для женских росписей характерен и другой своеобразный и, очевидно, древний метод заполнения расписываемой поверхности путем расчерчивания ее на клетки по диагонали или под прямым углом прямыми и волнистыми линиями с последующим заполнением их определенными однообразными и реже разнообразными элементами.
        Простейшая роспись полов, потолков, печей, полатей заключена в расчерчивании поверхности прямоугольными, ромбовидными или треугольными сетками (решетками) раскрашенными однотонно в красный, синий, зеленый, желтый, белый и другие цвета в шахматном порядке или произвольно.
        Однако, не всегда домохозяйки пользовались новыми формами в своих росписях, хотя и не остались равнодушными к новым веяниям. Они по-прежнему расчерчивали стены на клетки, вписывали в них не только традиционные геометрические мотивы, но и множество других растительных и животных мотивов и даже людей, хотя изображения их предельно условны и обобщены. Растительные росписи, имевшие большое сходство с реальным миром, возможно, обострили чувство восприятия окружающего мира и стремление отразить его в росписях у доморощенных художниц. Хозяйки, умеющие украсить свой дом росписью, пользовались особым уважением у семейских. Вместо кисточки использовали туго скрученную бумагу, реже писали пальцем. Кисти из свиной щетины стали делать позднее.
        Второй тип домовой забайкальской росписи характеризуется преимущественным развитием растительных мотивов и принадлежит к кисти мастериц-профессионалов из среды семейских, ссыльных посланцев и пришлых мастеров, работавших по найму.
        Вполне вероятно, что местные богомазы, работавшие "на заказ"', популяризировали животный, растительный стиль росписи - изящная гирлянда с маленькими красивыми нежно-оранжевыми цветами и листьями на темно-голубом фоне написана темперой. Обычно мастера-красильщики писали масляными красками, а темперой могли писать только иконописцы.
        Среди росписи семейских мастеров особо выделяются росписи женщин, ставших профессионалами, как правило, только в своих селах по найму расписывая дома, мебель, прялки. Фон росписи желтый и голубой. Композиции вазонов, букетов, гирлянд с симметрично расположенными петухами, курицами, голубями, а также дикими козами, получили наибольшее распространение в росписях небольших и ограниченных плоскостей на наличниках, ставнях, дверях и опечках.
        Так как мастера самостоятельно готовили себе краски путем смешивания и растирания олифы собственного изготовления с покупными порошками, то естественно, что концентрация их и оттенки соответствовали вкусам и желаниям каждого мастера.
        Для семейских, как и вообще для русских, характерна свободная кистевая манера письма крупным живописным мазком без детализации отдельных элементов узора, но с применением белых и черных оживок.
        В современной яркой полихромной окраске внешних и внутренних стен дома семейские достигли большого разнообразия и совершенства, как и в цветной окраске резных наличников и ставен.

Литература
Hosted by uCoz