Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура семейских - Ремесло

Семейская роспись | Промыслы | Домовая роспись | Ткачество
Резьба по дереву | Лоскутная техника | Домовая резьба
Семейская роспись

        К первому типу относим геометрические, полурастительные и в меньшей степени растительные мотивы, принадлежащие кисти женщин -домохозяек. Покрывали стены жилища и сеней, перегородки, деревянные опечки, потолки, полы, матицы. Наиболее древними и распространенными в этих росписях является изображение круга, пришедшее сюда из резьбы. Они представлены в росписях семейских в разнообразных вариациях. Круги, чаще всего вписанные друг в друга, в количестве от 3 до 10 и даже больше. Ширина линии каждого круга, как и его размеры, произвольные. Вписанные круги соединяются между собой прямыми, волнообразными, ломаными линиями и крючками. Круги изображаются одиночными, как центральный мотив, часто без соблюдения симметрии и пропорций. В с. Десятниково доме А.К. Вишняковой на потолке и стенах сохранилась роспись бабушки Анастасии Семеновны и роспись матери Д.И. Головин* ой, написанные в Разное время, но очень сходные между собой. Изображены вписанные круги, рядом расположены курочки, барашки, сосенки и точечный орнамент.
        Написаны они неровно и явно непрофессионально по неокрашенному фону. Создается впечатление архаичности и первобытности орнаментики. Также выполнены круги – А.А. Пантелеевой, бабушки "Гришихи"-А.Е. Петровой; (с. Бичура),У.Ф. Асташовой, Арины Тимофеевны (с. Нижний Жирим), также B.C. Чистяковой (с. Десятниково).
        Другим любимым мотивом являются "косачи" (из-за сходства с хвостовыми перьями косача-глухаря и петуха), S-образные завитки. Украшали росписью: предметы труда, быта, посуду, ворота, крыльцо, игрушки.
        Диваны-канапельки были расписаны чаще всего под орех, т.е. по желтому коричневому, бордовому фону кистью или гребнем наносили черные, белые разводы. Излюбленные мотивы – лучистые круги, розетки, клетки, косачи сосенки и т.д.
        Особенность искусства семейских в том, что геометрическая роспись тесно связана с растительной. Семейская роспись хорошо гармонирует с яркой традиционной одеждой и внутренним убранством жилища.
        В конце XIX в. вс. Бичура жила известная красильщица – немолодая вдова Лукерья Павловна. У Прохора Егоровича Павлова весь дом и мебель расписаны ее рукою. Клетки и ступенчатые диагональные полосы заполнены лепестковыми розетками и кругами. Расписывание клетками и "косачами" было особенно распространено в женских росписях раннего типа. Появление фигурных животных надо считать как бы переходной ступенью к развитому растительному стилю. Каждая женщина по-своему расширяла круг привычных ей традиционных элементов за счет новых растительных и животных мотивов (росписи "Кирихи" -матери Н.К. Русина в Нижнем Жириме, росписи Агрипины Кузьминичны Рымаревой из Большого Куналея). Татьяна Игнатьевна» 30-летнем возрасте в прямоугольные клетки на стенах сеней вписала рыб, цаплей, индюков, куриц, гусей, утят и людей с большим количеством геометрических и полурастительные элементов. Хозяйка, умеющая украсить свои дом росписью, пользовалась большим уважением у семейских. Для семейских деревень характерно заимствование основных мотивов и деталей другу друга, однако, каждый мастер вносил свою долю, сообразно своим вкусам. У семейских были свои мастера-иконописцы или по-местному "богомазы" (писали иконы старого письма и переписывали книги религиозного содержания). Иконописцы: Сазанов (с. Большой Куналей), богомаз - Спиридон Кузьмич Ерофеев(с. Никольское), дед Михаил (с. Бичура), "Касиян" (с. Окино-Ключи). Обычно мастера-красильщики писали масляными красками, а темперой могли писать только иконописцы. Хозяйки стали писать свои узоры в сенях, в коридорах, на открытых террасах, уступая право росписи внутри жилища наемным мастерам-красильщикам (виртуозам). Даже в самых бедных семьям не имевших возможности нанять мастера для росписи всего жилища, по найму расписывали один опечек или кровать, шкаф и т.д. Миладора Мадкова (Федорушки-красильщики) ее дочь Наталья - их росписи сохранились в с. Куйтун и в с. Надеино. С.И. Петрова: внутри дома карнизы-наличники, место над окном и дверью украшают гирлянды-вазоны, гирлянды с двумя бело розовыми голубками – на одном и двумя красно-коричневыми петушками – на другом. Красильщик по прозвищу "Щеголь" (с. Большой Куналей) любил рисовать красных двуглавых орлов на ставнях.
        Росписью занимались и "пришлые". Мастер Черников - ссыльный, лучистые круги, розетки, клетки, косачи дописывал дома зажиточных крестьян и кулаков. Ссыльный столяр и красильщик Огурцов (с. Надеино). "Васенька-красильщик" - скрывался от местных властей, работал вместе с женой. Пришлые мастера -"барбосы" оставили много своих росписей в семейских селениях. Бродячие бригады "Самоходы".
        Не менее важно и то обстоятельство, что сплошная роспись на стенах жилищ более всего характерна для Забайкалья, Алтая и Украины. Для русской росписи типично писание по филенкам дверей и опечек. Это удивительная близость с Украиной, возможно, объясняется, в какой-то мере, древней общностью культуры русских и украинцев, но особенно важно, что предки семейских, когда жили в западной части России, находились в непосредственной близости с украинцами.
        Живя в непосредственном соседстве с бурятами, семейские не могли не заимствовать мотивы бурятского орнамента. Завитки в виде бараньего рога или стилизованных ветвей, столь характерные для бурятского орнамента, иногда нелегко отделить от завитков стиля барокко, распространенных повсеместно. Семейские с уважением отзываются о бурятах-красильщиках Санжахе Суянове, Занхаряхе и его тесте Балдыныче, мастерах из Цолги и Шибертуя (имена не известны), росписи которых полюбились им. Расписные ансамбли Балдыныча сохранились в росписи интерьера: стены, дверь, опечек расписаны букетами-кустами, состоящими из тонких черных стеблей, стрельчатых листьев, больших листьев аканта у подножья и бутонов причудливых Цветов-розеток, хлебных колосьев и веточек с ягодами. Потолок украшен кругами с вписанными в них четырехугольниками розетками. В росписях этого мастера мы встречаем большое количество зверей (тигры, косули, медведи) и птиц (курицы, гуси), как и в росписях другого бурятского мастера из Цолги, который поддеревьями изобразил дикого кабана, козла, леопарда, сайгака, сову и пастуха с бичом в руках.

Литература
Hosted by uCoz