Этнос - Эвенки
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура эвенков - Быт

Поселения и жилище | Усадьба | Домашняя утварь | Одежда эвенков
Одежда эвенков

        Если в довоенный период у эвенков имелись самые разнообразные сочетания традиционной и фабричной одежды и обуви, то сейчас этого наблюдается меньше. У живущих постоянно в селениях преобладает фабричная одежда, у оленеводов и охотников - традиционная и фабричная.
        Костюм молодого и среднего возраста мужчины летом состоит из рубашки, матерчатых брюк, пиджака, свитера, кирзовых сапог, ботинок, шляпы или кепи. В холодное время года (осеннее или весеннее) дополняется стеганым ватником (телогрейкой), плащом или демисезонным пальто. Отдельные элементы костюма заменяются традиционными: сапоги - камусной обувью (в редком случае валенками), кепи или шляпа - меховой шапкой. Летняя национальная одежда и обувь почти не сохранились. Лишь некоторые пожилые люди шьют себе легкую обувь с матерчатым голенищем без каблуков.
        У женщин летом, как и у мужчин, преобладает фабричного производства одежда: платье, поверх которого надевают вязаную (обычно шерстяную или хлопчатобумажную) кофту, куртку, платок. Из обуви большее предпочтение оказывают ботинкам и сапогам с суточными голенищами. Зимой носят пальто или меховую куртку фабричного производства, меховые сапожки с каблуками. В последние годы среди молодежи и женщин среднего возраста получают широкое распространение богато орнаментированные в национальном стиле сапожки из звериных камусов на жестких каблуках. В зимней одежде и обуви сохранилось больше национальных элементов. Широко бытуют, особенно среди оленеводов и охотников, меховые самодельного производства куртки, теплая мягкая обувь с длинными голенищами, охотничья обувь мехом внутрь, сшитая из шкуры животного, добытого ранней весной, а также из выделанной замши.
        Наличие в магазинах различных товаров и готовых изделий почти повсеместно способствовало исчезновению замшевых брюк и ноговиц (арамус). Последние бытуют лишь у охотников и части оленеводов. Наряду со шкурами для пошива одежды (чаще зимней) стали использоваться другие материалы. Куртки шьют из фланелевой ткани, сукна (большой популярностью у пожилых эвенков пользуются куртки из серого сукна - "шинельки") и даже из брезента (для дождливой погоды).
        У эвенков, связанных с оленеводством и промыслами, зимняя традиционная одежда, как мужская, так и женская, сохраняется почти полностью. Зимой носят ее повсеместно. Меховая одежда и обувь, не заменимые в условиях тайги, изготавливаются из шкур домашнего и дикого оленя, лося, изюбра, козы, рыси и кабарги, добытых только осенью. Одежда шьется из шкур, а обувь - из камусов оленя, изюбра и лося. Из шкур изготавливают также спальные мешки, подобные фабричным, сшитые мехом внутрь.
        Повседневной одеждой при передвижении на олене или пешком в зимнюю стужу является куртка, сшитая из оленьей шкуры мехом наружу (мукульми). Носят ее как мужчины, так и женщины. Кроме того, женщины носят одежду, похожую на мукульми, но сшитую мехом внутрь (купо). Она украшается красивым национальным орнаментом.
        Из обуви почти нет чикулмэ (теплая обувь с длинными голенищами, прикрепляемыми к брючному ремню), лугду (обувь с голенищами до колен с более разнообразным национальным орнаментом). Одежды, бытовавшей в прошлом, особенно у женщин, сохранилось немного. Не применяется богато орнаментированный, украшенный разноцветным бисером матерчатый халат - нянмакан. В прошлом он являлся праздничной или выходной одеждой девушек и молодых женщин. Совершенно забыт пгэл - красиво орнаментированный мужской передник, который заменял собой рубашку и служил выходной одеждой молодого охотника. Орнамент передника состоял из кусочков разноцветного меха, бисера и шелковых лент.
        Баргузинские эвенки в отличие от оленных не имели в прошлом такую разнообразную одежду и обувь, предназначенную для промыслов. Материалом для верхней одежды и обуви служили у них кожа и шкуры домашних животных, реже - диких животных. Из шкур диких животных пользовалась популярностью лишь выделанная шкура дикой козы. Из нее изготавливали рукавицы "верхонки" и обувь олочи (обувь с короткими голенищами) - легкая и удобная в повседневной работе и на промыслах. По форме эта обувь несколько отличалась от обуви оленных эвенков, которую шили из шкур более крупных зверей. В основном баргузинские эвенки имели матерчатую одежду, сшитую из сукна, полотна, ситца. В целом же одежда и обувь не отличалась по материалу от бурятских. Старая традиционная одежда начала исчезать раньше у баргузинских эвенков, поскольку охотничий промысел не был их основным занятием.
        В магазины эвенкийских поселков не поступают в продажу необходимые в условиях тайги рабочие ботинки, брезентовые плащи с капюшоном, утепленные сапоги, меховые куртки, пользующиеся большим спросом у населения. Охотники и оленеводы подчас вынуждены приобретать специальную одежду и обувь вне торговых организаций. Старая меховая одежда у оленеводов в большинстве случаев сохраняется из-за отсутствия специализированной одежды, более удобной и прочной, превосходящей по своей влагонепроницаемости и носкости традиционную охотничью. Изготовление необходимой для производственных нужд меховой одежды из местного сырья ведется примитивным традиционным способом. Заготовка сырья и сравнительно трудоемкая техника обработки шкур в местных мастерских и домашних условиях по существу не изменились. Различные модели курток с капюшонами, изготовленные из искусственного материала и широко представленные на прилавках магазинов, практически нельзя использовать в холодное время года и тем более у костра: они быстро прогорают. Торгующие организации плохо учитывают запросы эвенкийского населения в товарах широкого потребления, нет учета климатических условий. Следовало бы особое внимание обратить на изучение и развитие народного ремесла, имеющего у эвенков многовековую традицию.

Литература
Hosted by uCoz