Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура семейских - Хозяйство

Хозяйственная деятельность

        Старообрядцы Забайкалья - это лучшие хлебопашцы, земледельцы сибирского края. Это мнение единодушно разделяли путешественники, губернаторы, исследователи, старожилы, казаки и местное население. Сама причина их появления в Забайкалье состояла именно в том, что еще проживая в пределах Польши, до пресловутых "выгонок", они проявили себя с лучшей стороны, превратив Ветку и Стародубье в цветущий край. Причем за короткий исторический промежуток времени.
        Русская императрица Екатерина II при всей ее личной безнравственности (семейские называли ее не иначе как "Катька - распутница"), в то же время была мудрой правительницей. Встав во главе Русского двора, скотного двора и огорода. На переднем дворе находился жилой комплекс: изба, горница, зимовье, амбар, завозня с погребом или отдельная погребушка, навес для телег и саней. На скотном дворе сооружался хлев, стайки, сарай для лошадей, отдельный сеновал или повети.
        Тут же устроен "мерлог" - теплый хлев для свиней, стоят "комяги" - большие колоды, из которых кормят и поят скот, это двор зимний. В третьем дворе, а иногда и во втором, находились колосники для колоса, ступки для толчения конопляного семени, мялки для конопли. Здесь же стояла баня, чаще всего топящаяся "по-черному", то есть не имеющая печки - каменки с трубой для выхода дыма, весь дым выходит в дверь, и благодаря этому потолок и стены такой бани были покрыты сплошным слоем сажи. За дворами шло гумно с расщелиной "ладонью" - током для молотьбы. Дальше или огороды, где обязательно имелся у каждого хозяина "рассадник" небольшой сруб, сделанный из бревен, в котором поверх навоза настлана земля и где выращивалась рассада капусты, брюквы и подсолнечника. За огородами идут "телетники" - телятники, в которых действительно осенью и весной пасутся телята, а летом выращивается трава, которую скашивают на сено. Телятники поливаются водой из канав.
        Традиционно у семейских Забайкалья существовали три основных типа жилища - четырехстенная изба - клеть с сенями и без сеней, пятистенная изба и шестистенная изба - связь. Позже в начале ХХ в. появился "круглый дом" - квадратный сруб с четырехстенной крышей.
        В основе планировки всех перечисленных типов жилья лежала одна и та же мера - бревенчатая клеть квадратной или почти квадратной формы. Она составляла основную ячейку жилой архитектуры и норму удовлетворения первоначальных бытовых потребностей старообрядцев Забайкалья.
        Лес для строительства семейские заготавливали в марте, когда по стволу еще не поднялась влага, и срубленное дерево при сушке поэтому не коробилось. Но мартовское солнце уже пригревало кору и вызывало интенсивное движение смолы. Смолистое дерево, как известно, меньше поддается гниению, прочнее и долговечнее.
        Лиственница использовалась на первых три венца строения. Она не боится сырой земли, тающего снега, служит надежной основой всему сооружению. Лиственница использовалась и на черепной венец избы, поддерживающий потолок, здесь собиралось больше всего внутренних испарений и требовалось применение устойчивой против сырости древесины. Из лиственницы изготовляли желоба - водостоки, охлупень, воротные столбы, строили бани и погреба.
        Избы у семейских большие и высокие - наличники окон были расположены высоко от земли, что с улицы рукой их достать было невозможно. Одна изба служила жильем в летнюю пору, другая - в зимнюю. Но чаще всего для зимнего жилья семейские строили особые помещения - "зимовья" - во дворе.
        Внутри избы у забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Пол застилался коврами, половиками или посыпан песком. Прежде всего, как войдешь в помещенье., бросается в глаза "передний угол", в котором устроена божница, заставленная иконами старинного письма, большей частью образами - Николая Угодника, Божьей Матери, Спасителя, Георгия Победоносца и т.д. Иконы без риз, писанные на досках. Кроме деревянных икон у семейских было много медных складней, крестов. Иконы свои семейские бережно хранили и хранят поныне, передавая их из поколения в поколение. Тут же, на угловом столике, стояла иногда кадильница, лежали свечи, висели "листовки" (четки) и "подрушники" (подручники) четырехугольные подушечки, сшитые из лоскутков, употребляющиеся при поклонах в землю, принадлежности культа. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставленные стулья; перед ними стоит обеденный стол, застланный клеенкой. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый "базарской" скатертью, пред столиком висит зеркало, по обеим сторонам которого свешиваются концы "рушника" - полотенца.

Литература
Hosted by uCoz