Брачная обрядность у бурят, сложившаяся издревле, была связана только с браком по сватовству (путем уплаты калыма и "андаляата") и характеризовалась исключительной сложностью и многообразием различных церемоний и ритуалов.
В рассматриваемое время в разных местах у каждой локальной группы бурят свадебная обрядность представляла собой определенную систему обрядов и церемоний, которая отличалась по их числу и составу, имела свои особенности и варианты. Отличия эти наряду с общими для всех бурят чертами в свадебной обрядности были вполне естественны и закономерны, поскольку обуславливались различиями в экономическом и культурном развитии каждой локальной группы, а также степенью влияния на бурят соседствующих народов, и на основе этого существовавшим своеобразием их традиций и обычаев.
Особенно заметные различия наблюдались в свадебной обрядности предбайкальских (западных) и забайкальских (восточных) бурят, вытекавших, из особенностей религиозных верований: у первых господствующей религией был шаманизм, у вторых - ламаизм, которые пронизывали почти все стороны жизни бурят. Так у предбайкальских бурят-шаманистов духовное лицо - шаман - не играл особой роли ни при женитьбе, ни при исполнении различных обрядов свадебного цикла. Многие воздаяния разным божествам, духам-покровителям, которыми сопровождались все этапы брачного церемониала, благословения молодых, совершали местные старики, хорошо знавшие обычаи, гимны-призывания, благопожелания и другие жанры обрядовой поэзии. А если эту роль выполнял шаман, то только сагаан бэв - шаман "белого" цикла обрядов.
У забайкальских бурят, в частности хоринских, агинских, се-ленг.инских, большое влияние на свадебные обряды оказал ламаизм, причем в родоплеменных подразделениях селенгинской группы в отличие от хоринских обряды подверглись более глубокой ламаизации. В свадьбе баргузинских, кударннских бурят это влияние было значительно слабее. Последние группы бурят, в прошлом выходцы из Западной Бурятии, сохранили в свадебной обрядности много общих черт и в содержании обряда, и в терминах с кудинскими и верхоленскими группами. И тем не менее у всех бурят-ламаистов участие духовного лица-ламы - в женитьбе и отправлении свадебных церемоний было обязательным. Именно лама определял по существующим астрологическим книгам возможность брачного союза молодых, указывал дни исполнения досвадебных обрядов, день и месяц свадьбы, время выезда свадебного поезда. Он определял масть лошади, на которой поедет невеста, человека, который должен выносить ее из юрты и сажать на коня, людей, которые должны были сопровождать невесту при исполнении обрядов поклонения.
Лама же определял, какого возраста мужчина должен начать забой скота, предназначенного для угощения гостей на свадьбе, копать канавы для огнища и ставить котлы для варки мяса и т. д. Столь значительная роль ламы при женитьбе и следование мирян всем указанным его предписаниям была характерна для районов наибольшего распространения и влияния ламаизма на все сферы жизни: в большей степени у селенгинских, несколько меньше у хоринских, агннскнх и других бурят-ламаистов.
У селенгинских бурят, в частности у цонголов, ламы были непременными участниками свадебного пира. Их, сажали на самые почетные места, подавали наиболее почетные куски мяса. Лама был главной фигурой и при обряде бракосочетания, исполнял важную роль в обряде поклонения невесты божествам-покровителям семьи, старейшинам и старшим в роде и семье жениха. У хоринцев так же, как в других местах, ламы на свадьбе не присутствовали.
По содержанию и последовательности исполнения обрядов и церемонии мы выделяем три этапа: досвадебные, свадебные и послесвадебные.
Досвадебные церемонии и обряды
К досвадебным обрядам и церемониям относятся предварительным сговор или справка, сватовство, обряд вручения скота-калыма, установление срока свадьбы.
Сговор. Начальным актом при бракосочетании по сватовству был сговор, или справка - соглашение между родителями обеих сторон вступить в родственные отношения. Выполнение роли посредника поручалось одному из уважаемых одно сельчанами родственников или лицу, знакомому обеим сторонам, который смог бы успешно справиться с возложенной на него задачей. Нередко в этой роли выступали "зуурши"- опытные в устройстве брачных дел свахи. Обычно такой сговор обставлялся так, чтобы не получил общественной огласки. Как пишет Я. А. Чистохин, "под величайшей тайной испрашивали согласие родителей невесты, можно ли отправлять сватов". Заботилась об этом сторона жениха, чтобы в случае отказа не оказаться в глазах односельчан в неловком положении. Случалось, что сговор происходил непосредственно между отцами жениха и невесты.
Сватовство (худа оролсохо, хадаг табилга). У предбайкальских бурят после получения согласия родителей невесты назначался день, когда происходила официальная церемония сватовства - худа оролсохо.
У забайкальских бурят отец жениха, получив согласие родителей невесты породниться, отправлялся в дацан, чтобы выяснить у ламы возможность заключения брака между молодыми людьми. Если по показаниям астролога молодые подходили друг другу по своим данным, то есть по времени и годам рождения, планетам (звездам), под которыми они родились, и т. д., то он одобрял выбор невесты и здесь же определял сроки сватовства и других до-свадебных обрядов.
Обычно для сватовства приезжали отец жениха с одним или несколькими родственниками. Количество сватов было неопределенно и колебалось от 2 до 5 человек. Сватами в основном были мужчины, но иногда в церемониях сватовства участвовала женщина со стороны жениха.
У предбайкальских бурят сваты обычно привозили с собой тарасун или покупную водку, называемую "худын архи" (водка сватов) и приводили коня - аманай морин (лошадь помолвки).
После приема и угощения гостей стороной невесты приступали к исполнению обрядов. Привезенный сосуд с тарасуном (водкой) ставился на пол посреди дома (юрты), рядом усаживались сваты той и другой сторон, и начинались церемонии. Прежде всего совершали обряд моления покровителям - хозяевам местности и духам умерших предков (дайдын убгэдтэ, удха узууртаа). Исполнением этого обряда, обязательного элемента сватовства, как бы испрашивали благополучия будущим супругам и заключаемому родству. В ознаменование заключения союза приведенная в дар лошадь - аманай морин - привязывалась к специальной коновязи- сэргэ (баабайн мунгэн сэргэдэ, иибиин алтан сэргэдэ - к отцовской серебряной коновязи, материнской золотой коновязи).
Важным моментом в церемонии сватовства у предбайкальских бурят, по рассказам наших информаторов, было подношение подарка невесте -"бэлэг бариха", на ее шею надевалась серебряная или золотая монета на цепочке или ленточке - хоолобшо. Без хоолобшо сватовство не могло состояться. Сторона жениха старалась поднести невесте хоолобшо по возможности высокого достоинства. Приняв его, невеста подносила сватам поочередно (начиная с будущего свекра) чарки с вином (тагша бариха). Они, выпив, накрывали чарку деньгами, серебром или золотом, т. е. отплачивали подношение вина подарком.
При несогласии невеста не принимала хоолобшо и сватовство расстраивалось, а если принимала, то с этого времени считалась нареченной.
Успех сватовства закреплялся обменом поясами (кушаками) между отцами жениха и невесты -"бэкэ андалдаха", после чего договор о браке считался нерасторжимым. В некоторых местах сваты обменивались трубками и кисетами с огнивом или ножами. У забайкальских бурят все ритуалы сватовства были несколько иными. В назначенный ламой день к родителям невесты приезжал отец жениха или старейшина - убгэн туруу, родственник с отцовской стороны, с двумя-тремя сопровождающими лицами. После приветствий, обычных разговоров, угощения приехавший сват начинал излагать цель своего приезда высоким поэтическим слогом. Затем он исполнял церемонию подношения алтарю с буддийскими божествами священного ритуального шарфа-хадаг (бур-ханда хадаг табиха)-торжественно подходил к божнице с разложенным на обеих руках хадаг, с троекратным поклоном и молитвой клал его на алтарь и зажигал свечу (зула бадарааха), заранее приготовленную родителями невесты. В некоторых местах хадаг сопровождался определенными видами продуктов (зеленым чаем, домашним сыром, булкой хлеба или калачом, сливочным маслом и разными сладостями). Этот ритуал был чрезвычайно важным, и потому все сватовство именовалось хадаг табилга - преподношение хадаг (у хоринских, агинских бурят) или тахил тахилга - принести жертвоприношение (у селенгинских, бичурских бурят), которое понималось как главное действие официального договора о женитьбе молодых. У цонголов после церемонии поклонения бурханам семьи невесты приехавший сват выходил из юрты и совершал еще одно жертвоприношение - брызгал вино и сагаа в направлении четырех сторон света, угощая четырех богов-хранителей севера, востока, запада и юга. Затем у всех бурят-ламаистов приехавший сват и отец невесты исполняли обряд взаимного угощения вином и одаривания хадагом. У хоринцев и агинцев хадаг отцу невесты подносился вместе со специально привезенным огнивом, из которого высекался огонь, прижигался кусочек трута, и дымящийся трут и камень клали на огниво при подношении. Взаимное одаривание сопровождалось благопожеланиями. Невесте присутствовать на обряде не полагалось.
Вообще у бурят брачный договор, закрепленный обменом кушаками или хадаг, рассматривался как нерушимый юридический акт. В приговорах бурят разных ведомств особыми статьями утверждалось, что если после сватовства брак расстраивался, то виновная сторона за отказ должна была платить штраф в размере "одной или двух голов больших скотин", смотря по обстоятельствам.
Длительность периода между сватовством и свадьбой зависела от ряда факторов, наиболее существенными из которых были выплата калыма, который в значительной части уходил на приготовление приданого, и возраст вступающих в брак, особенно невесты.
По традиции свадьба назначалась после выплаты всего калыма, хотя из-за малолетства невесты могла откладываться и на более поздний срок. Обычно досвадебный период длился несколько лет даже и при совершеннолетии молодых, поскольку уплата калыма вынужденно растягивалась на долгий срок. Иногда сторона невесты просила отсрочки из-за неготовности приданого.
У балаганских, унгинских, аларских, кударинских, баргузин-ских бурят передача калыма проходила без особых обрядов, кроме взаимного торжественного приема и угощения приехавших гостей.
У всех групп хоринских и селенгинских бурят вручение скота (калыма)-мал барюулга представляло строго регламентированное обрядовое действие. В наиболее полном виде оно описано у селенгинских бурят. В дни, установленные ламой, обе стороны приглашали лам для молебна. Затем группа родственников-мужчин (20-30 чел.) во главе с отцом невесты выезжала к родителям жениха. В пути их встречали назначенные люди со стороны жениха и сопровождали до юрты. Происходил обрядовый иносказательный" диалог, затем приехавшие совершали подношения бурха-нам семьи жениха, те устраивали угощение, на котором каждому приехавшему жених должен был поднести по две чашки (айрака и вина) и по два хадаг, далее шло подношение гостям именных церемониальных блюд: тввлэй, убсуу, ууса и т. д. Представители семьи невесты в свою очередь угощали привезенным вином присутствующих. На следующее утро приезжие осматривали скот, предназначенный для калыма, оценивали, возражали. Когда скот выгоняли из загона, один из родственников жениха верхом на лошади объезжал передаваемый скот трижды по часовой стрелке (по солнцу), чтобы задержать счастье (хэшэг) в доме жениха. При этом в правой руке он держал обрядовую стрелу, на этой же руке висело небольшое ведерко с молоком. Гостей и скот, отданный в калым, сопровождал до дома родителей невесты жених с одним или двумя парнями. У родителей невесты жениху устраивали прием (невеста при этом не присутствовала), ему подносили подарки - шубу, халат, кушак, шапку, унты и оседланного коня.
У цонголов представителей каждой стороны на этой процедуре передачи и принятия калыма, возглавляли худын туруу (главные среди сватов), которыми могли быть, как правило, родственники со стороны матери - нагаса: брат матери жениха, брат матери невесты, отец матери жениха, отец матери невесты. При их отсутствии были родственники по отцовской линии.
У хоринских и агинских бурят регламент обязательных действий был более сужен, а взаимные одаривания представляли самостоятельные церемонии.
Кроме того, начиная с первоначального сговора, весь досвадебный период характеризовался взаимными посещениями, которые сопровождались соответствующим угощением, обменом подарками и т. д. Устройство свадебного торжества требовало огромных затрат, из-за которых семьи нередко входили в неоплатные долги. Поэтому как семье жениха, так и семье невесты нужно было накопить необходимые средства, хотя бытование пережитков родовой взаимопомощи несколько облегчало эту задачу.
Установление срока свадьбы (болзор абаха, удэр гаргаха). У предбайкальских бурят по выплате всего калыма или части его и соответствующих приготовлений к родителям невесты отправлялись послы, чтобы условиться о дне свадьбы-"болзор абаха" или "болзор гаргаха". Обычно свадьбы справлялись летом или осенью. День ее, как правило, назначался в период новолуния (Нарын шэнэдэ) или полнолуния, что было связано с поверьем: начало семейной жизни в самую зрелую пору луны должно было символизировать в дальнейшем полную жизнь молодым супругам. Кроме того существовало еще одно обстоятельство, влиявшее на назначение срока свадьбы: у бурят существует двенадцатигодичный цикл летоисчисления, каждый год носил название определенного животного. Каждый бурят хорошо знал название года, в котором родился. По поверьям, жениться или выходить замуж в год своего животного запрещалось, так как считалось, что человек в такой год наиболее ослаблен, хрупок и легко может пострадать от козней злых духов. И при определении срока свадьбы буряты довольно строго придерживались этого поверья.
Таким образом, у бурят-шаманистов срок или день свадьбы устанавливался по обоюдному согласию сторон после всех необходимых приготовлений. У бурят-ламаистов этот день определялся только духовным лицом-ламой - удэр гаргаха.