Бурятский народ богат загадками, которые представляют собой один из ранних и широко распространенных жанров его устного творчества. Загадки, являющиеся любимым детищем народа, создаются им не только как средство развлечения, но и как средство воспитания. Они необходимы также для образного восприятия и познания окружающей действительности. Поэтому собирание и изучение загадок имеет актуальное научно-практическое значение.
Загадка, как вид устного народного творчества, представляет собой краткое иносказательное описание предметов и явлений, состоящее из двух частей - самой загадки и отгадки. В бурятском языке загадка называется таабари. Слово образовалось от глагольной основы таа-"загадывать" и суффикса-бари. Понятие отгадка обозначается словом тайлбари, образовавшимся от глагольной же основы тайл-"отгадывать" и суффикса-бари.
Благодаря умелому использованию различных художественно-изобразительных средств загадки весьма поэтичны, образны и лаконичны, поэтому они легко и надолго закрепляются в памяти. Мне до сих пор помнятся загадки, услышанные еще в тридцатых годах. Мы, ученики начальных классов Ноехонской семилетней школы Селенгинского района, во время каникул или после занятий в зимние вечера нередко собирались в общежитии или у кого-либо в юрте и организовывали соревнование в отгадывании загадок. Собравшиеся разбивались на две примерно равные группы и загадывали друг другу загадки. Если обе группы не смогли отгадать загадки, то они обменивались отгадками и продолжали загадывать до тех пор, пока одна из групп не исчерпывает весь запас своих загадок и победившая сторона "не продаст" побежденную. Подобные вечера загадок вызывали живой интерес у детей.
Юртэмсэдэ гурбан дутуу:- хада бупэгуй, тэнгэри тулаапагуй, далай хабхаггуй.
В мире три недостатка: гора без пояса, небо без опоры, море без крышки.
Юртэмсын гурбан улаан: жаргалтай хунэй хасар улаан, жалгада хэбтэпэн hухай улаан, жабартай тэн-гэриин заха улаан.
В мире три красных: красны щеки у счастливого человека, красен тамариск, находящийся в овраге, красен горизонт, когда дует ветер-хиус.
В устном творчестве бурятского народа изредка встречается своеобразная загадка-триада, в каждой отгадке которой дано объяснение того, что сказано в загадках. Возьмем загадку "Голдо гурбан бэрхэ" (Три трудных на свете): гал бэрхэ - сусалдаа баригдадаг, упан бэрхэ -эрьедээ баригдадаг, т. е. огню трудно - он зависим от головешки, воде трудно - ее удерживают берега.
Специфичной является также загадка-триада, состоящая из трех аллитерированных загадок-вопросов и соответственно трех отгадок-ответов: Эдеэнэй дээжэ юуб? Эдэй дээжэ юуб? Эрдэмэй дээжэ юуб? Что самое лучшее в пище? Что самое лучшее из вещей? Что самое лучшее в грамоте? Эдеэнэй дээжэ аяга упан, эдэй дээжэ - зомгоопон, эрдэмэй дээжэ -"А" узэг, т., е. самое лучшее в пище -чашка воды, самое лучшее из вещей -щепка (для огня), самое лучшее в грамоте - буква "А".
Кроме загадок-триад и загадок-тетралогий в отдельных случаях встречаются загадки, состоящие из. двух стихотворных строк. Например: хоёр улаан: жалгада хэбтэпэн унэгэн улаан, жаргалта хунэй хасарынь улаан, т. е. два красных: лежащая в пади лиса красная, у счастливого человека щеки красные; хоёр хурса: хутага хурса, ухэхэ хунэй нюдэн хурса, т. е. два острых: нож острый, у умирающего человека взгляд острый. Очевидно, подобные загадки представляют собой сохранившиеся в памяти отдельных информантов осколки загадок-триад или загадок-катренов.
Поэтика загадок бурятского народа- весьма богата и разнообразна, язык их исключительно красочен и афористичен. При создании загадок используются различные художественно-изобразительные средства - метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллитерация.
Большинство бурятских загадок представляют собой метафорическое описание предметов или явлений по их внешнему сходству.
В бурятских загадках встречаются также сравнения, хотя и значительно реже, чем метафоры: шампаа бишы-хан аад лэ, шамай диилээб (нойр) - меньше тебя и победил тебя (сон); шампаа бага аад, шампаа этигэл-тэй (суурга) - меньше тебя и надежнее тебя (замок).
В загадках употребляется также сравнение предметов или явлений при помощи слов мэтэ, адли,. шэнги (с фонетическими вариантами) "подобно, будто, как".
Кроме прямых сравнений в загадках бурятского народа используются отрицательные сравнения. Такие загадки строятся на отрицании предметов или явлений, которые формально похожи на объект загадки: буха бэшэ аад, эбэртэй, буйра бэшэ аад, зогдортой, бар бэшэ аад, эреэхэн, багша бэшэ аад, уншааша (бубеелжэн) - не бык, а рогатый, не верблюд, а с длинной гривой, не барс, а пестрый, не учитель, а читает (удод); лама бэшэ аад лэ, мэдэлтэй, хубараг бэшэ аад лэ, пунтууш хэ, нохой бэшэ аад лэ, гэнжэтэй (хармаанай часы), не лама, а знает, не коврига, а кругляшка, не собака, а с цепями (карманные часы).
Важным художественно-изобразительным средством в загадках служит гипербола. В них гиперболизируемыми признаками служат:
- размер предметов: тэнгэри-hээ тэбэнэ панжаа (тэмээнэй пуул) - с неба игла свесилась (верблюжий явост);
- количество предметов: туйсэдэ тумэн улаан шагай (гал) - в туеске множество (доел, десять тысяч) красных лодыжек (тлеющие угольки, доел, огонь).
В загадках бурятского народа широко распространена аллитерация, которая представляет собой повторение одинаковых или сходных звуков или слогов. Степень аллитерации в загадках различна. В аллитерации повторяются:
- начальные гласные (в основном первых двух соседних строк);
- начальные согласные;
- начальные слоги;
- начальные и конечные слоги и т. д.
В загадках используется прием повторения не только одинаковых звуков и слогов, но также одинаковых слов. Одинаковые слова полностью повторяются в начале, середине и в конце соседних стихотворных строк загадки.
Как одна из разновидностей аллитераций в загадках нередко встречаются звукоподражательные слова: Хон-хои дуутай,
Хондолой дээрээ дэгээтэй. (Нохой.) Со звонким голосом, на крупе крючок. (Собака.). Будуун модондо хонолготой. (Шара шубуун.) Грубый голос имеет, на толстом дереве ночует. (Сова.) В загадках бурятского народа широко употребляются слова с противоположным значением-антонимы, например: урдапаань барихада, дощхон, хойноhоонь барихада, номгон (галай сусал) -спереди держать - резвый, сзади держать - смирный (недогоревшая головешка): Данная загадка построена на использовании слов с противоположным значением.
В бурятских загадках отображено народное "миросозерцание в разные эпохи". В них сатирически изображаются представители эксплуататорских классов, служители религиозного культа.
В послеоктябрьскую эпоху появляются новые загадки, отражающие новый советский уклад жизни бурятского народа. Приведем несколько примеров:
Аймшагтай зузаан номые Хэпэй хубуун уншапан юм? (Ленин багшамнай.)
Чей сын прочитал Удивительно толстую книгу? (Учитель наш Ленин.)
Арбан дабхар хадые Ямар мориниинь дабапан юм? (Самолёт)
Чей конь преодолел десять горных перевалов? (Самолет.)
Или:
Нэгэ эбэртэй хуса мянган хони урдаа туугаа. (Комбайн.).
Один рогатый баран гонит перед собой тысячи овец. (Комбайн.)
Таким образом, в загадках бурятского народа отражены его история, эстетические вкусы, мировоззрение, быт и язык.