Буддизм |
Ламаизм |
Шаманизм
Шаманизм
Древней религией бурят являлся шаманизм, который у восточных бурят в середине XVIII века был вытеснен буддизмом, у западных же шаманизм сохранился местами и до революции.
В ранней бурятской мифологии довольно четко выражен дуализм: все персонажи делятся на добрых и злых. Добрые силы, охраняющие человека, это Вечно синее небо - Хухэ Мунхэн тэнгри и Мать-земля - Итугэн (Улген) эке. Вечно синее небо - без начала и без конца, движется без рук и без ног, дарует мир, благоденствие и счастье на земле, не допускает войны и болезни, усмиряет пожары и наводнения, оно - господин земли и воды, умножающий все сущее. Представления о функциях Матери-земли достаточно аморфны и неопределенны. Ясно, что это - женское начало, предопределяющее материальные формы предметов и людей, а небо - мужское начало, предопределяющее духовный облик. Кроме них, существует большое количество персонажей, олицетворяющих доброе начало, активную борьбу добра со злом.
Злые силы в бурятской мифологии представлены следующими существами: черной бабушкой Мияс Хара, ее 13 сыновьями и 7 дочерьми, безымянными многоголовыми чудовищами мангысами и мангадхаями.
Так же в пантеон шаманской мифологии входили дети Вечно синего неба - другие тэнгри. Им приписывался человеческий образ жизни, наличие устойчивых супружеских пар, рождение и воспитание детей и внуков, которые являлись как бы посредниками между миром богов и миром людей. Дети тэнгри - ханы (хаты) и нойоны - так же делились на добрых и злых.
По мнению шаманистов все вокруг - горы, леса, камни, огонь, небо и т.д., имели своих хозяев - эджинов, которые могли быть доброжелательно или враждебно настроены к человеку. На вершинах гор делались обо, проходя или проезжая мимо которых надо было оказать знаки почтения эджину местности, т.е. брызнуть молоком, алкоголем, бросить кусочек хлеба, мяса, лоскуток.
Так же шаманистами почитались духи умерших шаманов - заяны, духи хороших стрелков, кузнецов, которые после смерти превращались в хатов и жили на небе. Души обыкновенных людей становились бохолдоями - призраками, блуждавшими по земле, являющиеся на праздникии различные религиозные обряды. Если на этих церемониях им что-либо поднести - они довольные тихо удаляются, иначе пугают плошадей и ночных путников.
Самый низший разряд шаманского пантеона у бурят составляли демонологические образы, нечисть, которых называли собирательным термином - шудхыр (чуткур). Все они восходят к душам людей, либо умерших насильственной смертью, либо тех, чья жизнь имела некие отклонения от общепринятых норм. Как правило, эти духи антропоморфны, их не возможно задобрить, а можно только изгнать.
Согласно мифологии шаманистов, существуют разные миры, которые взаимосвязаны и, составляя одно целое, влияют друг на друга. Связь между этими мирами, урегулирование отношений между ними, осушествляется при посредничестве шамана.
Что бы стать шаманом, человек прежде всего должен был обладать наследственностью - утха, т.е. иметь предка-шамана, либо найти буумал - вещь, "спустившуюся с неба", знак избранничества, например толи - металлическое зеркало. Стать шаманом мог и потомок человека, пораженного молнией, т.е. избранного. Кроме того, шаманский дар мог проявиться у человека, в которого вселился дух-онгон умершего насильственной смертью или обиженного судьбой.
Шаманская наследственность утха передавалась из поколения в поколение. Наибольшим авторитетом пользовались те, у кого предки были шаманами в девятом поколении. Считалось, что если потомок шамана, которого посещает дух предка, отказывается продолжить шаманскую линию, он непременно заболеет, потому что его будут беспокоить духи.
Соплеменникам шаман представлялся мучеником, т.к. был отягощен печатью избранничества. Он с малых лет отличался задумчивостью, видел вещие сны, предсказывал будущее. Считалось, что у такого ребенка отсутствует душа, потому что она в это время проходит на небесах обучение шаманскому искусству. После окончания учения души, кандидат получает возможность "принимать духов" - говорить от их лица.
Становление настоящего шамана было длительным процессом. Необходимо было получить ряд посвящений. Истинным, большим шаманом считался тот, кто прошел все 9 посвящений. Шаман получал все принадлежности после посвящения, но обычно камлал в своей повседневной одежде, используя только зеркало, трость и плетку. Только для проведения сложных обрядов шаман прибывал со всеми своими атрибутами:
- головной убор (железный венец с рогами изюбра из железа, с которых свисали подвески, ленты, шкурки зверей).
- бубен круглый, обтянутый шкурой козы, косули, лошади (по некоторым данным бубен нельзя было обтягивать шкурой домашнего животного).
- колотушка.
- варган - хуур, применявшийся при гадании.
Иногда шаман использовал маску и хуяг - панцирь с колокольчиками. Его делали из свинцовых и железных пластинок и колец.
Зачастую объектами почитания становились и сами шаманы. Культ шаманов сводился к регулярным жертвоприношениям духам умерших шаманов на местах их захоронения. После смерти шамана помещали в шалаш, стоящий на возвышенном месте, все его атрибуты располагали рядом с ним. На 49-й день его останки сжигали, пепел складывали в мешочек и замуровывали в сосну, или иное вечнозеленое дерево. По девятым числам каждого месяца к месту погребения шамана должны были приходить его родственники, и те люди, у кого он был покровителем. Раз в год обязательно устраивали жертвоприношение бараном духу шамана.
Определенные культовые действия совершались старейшинами рода или белыми шаманами, но часть обрядов культовой системы была в ведении черных шаманов. Деление на черных и белых шаманов зависело от того, каким духам они служили. Белые шаманы в основном проводили обряды общественного значения, совершали жертвоприношения божествам-покровителям рода перед началом крупных мероприятий. Таким образом - белый шаман был служителем родового культа, получал свое звание согласно обычаю выбирать самого старшего в роде на должность жреца. Черный шаман не имел права участвовать в совершении родовых молений. Он должен был бороться или умилостивлять чужих вредоносных духов, являлся как бы шаманом-профессионалом, чье звание уже передается по-наследству.
Атрибутами белого шамана было белое одеяние, на котором отсутствовали железные детали, у него не было бубна, а при молениях он пользовался веткой с лоскутками. Черный шаман имел облачение оргой - металлический панцирь, покрытый подвесками и кольцами, обязательно бубен.
Так же буряты почитали как очень сильных шаманов кузнецов-дарханов, что было связано с представлением об искусстве ковки металла, как о данном свыше тэнгри.
В юрте шамана всегда были онгоны, хранящиеся в специальных ящиках или развешанные по стенам. Онгонами называли и духов, и их изображения в виде человеческих фигур, нарисованных на материи, дощечках, а иногда и на скалах (иетроглифы). Онгонами так же были и отдельные шкурки животных. Всем им приносили жертвы.
|
|