Этнос - Эвенки
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура эвенков - Хозяйство

Оленеводство

        В результате смешения различных но происхождение племенных образований сложились три основных хозяйственно-культурных типа эвенков - "пешие" (охотники}, "оленные" и "конные", к числу последних относятся живите в Забайкалье и в Монголии хамниганы.
        Основным занятием "пеших" эвенков была охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, горного барана, рысь, росомаху, волка, медведя, а также птицу. ПОзднее распространилась товарная пушная охота (соболь, лисица, белка, горностаи). Охотились с помощью луков, самострелов, ловушек, петель и других приспособлении, одним из которых был котоили уткэн - большой нож на длинной рукояти, применявшийся как оружие против медведя. С конца XVIII в. распространяется огнестрельное оружие, капканы и т.д.
        Оленеводство было развито в различной степени в разных районах и имело в основном транспортное значение. Преобладали стада по 25 голов. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк. После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно объединялись и перекочевывали в удобные для отела оленей места - возвышенные, сухие, богатые кормом и проточной водой. Совместный выпас оленей продолжался все лето. Зимой, во время охотничьего сезона, олени обычно Паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. В некоторых местах стада выпасались без присмотра и собирались только в случае дальних перекочевок и выездов на торговые пункты. Перекочевки проходили каждый раз по новым местам - летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам. Рыболовство имело подсобное и товарное значение.
        За годы советской власти эвенки в основном перешли на оседлость. Имеющее место редкое кочевание носит не бытовой, а скорее производственный характер. Появились поселки, изменился быт людей, выросли кадры национальной интеллигенции. Однако при этом постепенно утрачивается традиционная культура эвенков, уступая место современной, урбанизированной, что в какой-то мере естественно и исторически закономерно. В этих условиях создание эвенкийского комплекса в Этнографическом музее народов Забайкалья было весьма актуально. Имея в виду все многообразие локальных особенностей хозяйства забайкальских эвенков, перед музеем стояла задача - показать основу культуры данного этноса, отразить предметный и духовный мир традиционной жизни эвенков. Музеи обладает уникальными памятниками эвенкийской культуры. В настоящее время музей показывает второй вариант эвенкийского комплекса, созданного на базе многих источников заслуженным работником культуры Республики Бурятия, представителям эвенкийского народа Т.В. Гурко.

Литература
Hosted by uCoz