Этнос - Буряты
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура бурят - Фольклор

Песни | Игры | Ёхор | Эпос Гэсэр | Пословицы и поговорки | Загадки | Сказки

Домашние игры | Подвижные игры
Подвижные игры

        Проводились они вне юрты в теплое время года: весной, летом, ранней осенью, когда кочующие хозяйства съезжались в хотоны (компактные поселения), и дети, собираясь вместе, могли играть, общаться, веселиться.
        Ботогон буурашааха. Дети, взявшись за руки, образуют круг и запускают в него одного из играющих, мальчика или девочку - ботого (верблюжонка). Вне круга находится буура (верблюд). Буура старается поймать ботого, который, спасаясь, то выбегает из круга, то забегает в него. Дети, образовавшие круг, стараются помочь верблюжонку и помешать буура, чтобы он не мог прорваться в круг. Буура преследует ботого, пока не поймает его, тогда первую пару сменяет другая, чаще всего по своему желанию, и игра начинается снова.
        Горшоогшоохо. Дети разделяются на нары. Один из каждой пары называется горшок. Все горшки усаживаются в круг, а позади каждого из них становится его товарищ - хозяин горшка. В игре активно участвуют только стоящие - хозяева. Игру начинает кто-нибудь из хозяев. Он берет шапку и, обходя круг, внезапно ударив шапкой одного из стоящих, тут же бросает шапку и со всех ног убегает от него по кругу. Тот, кого он ударил, бросается за ним вдогонку, чтобы в руки противника не попал его горшок. Если он не догонит ударившего, то лишается своего горшка. В этом случае он должен в свою очередь таким же образом отнять горшок у кого-нибудь другого.
        Малгайшааха. Собравшиеся усаживаются в кружок лицом внутрь круга. Один из детей берет шапку, раза три обходит круг и в последний свой обход незаметно оставляет у кого-нибудь за спиной шапку. Тот, у кого за спиной окажется шапка, должен догнать и ударить бросившего шапку. Если он не успеет сделать это, то лишается своего места и обязан продолжить игру. Если он вообще не заметит, что шапку оставили за его спиной, и даст возможность ведущему игры, обежав круг, подойти к нему снова - он наказывается легкими ударами шапки.
        Шоно тарбагашааха. Один из участников игры - волк, все остальные - тарбаганы. Чтобы выбрать волка, играющие становятся в круг и один I из них обходит по кругу и произносит слова считалки, указывая пальцем |на каждого: дэргэдээн, доргодоон, дохолоон, барабаан, наапуул, госхоол, Шхырыстиил, пахатиир, шахатиир. 11роизносят слова в строгом порядке, как их передавали из поколения в поколение. Тот, кто попадал иод слово шахатиир, становился волком.
        Иногда вместе этих слов произносили: ээрэ, мвврэ, хоори, шуугэ, Ш1у}ъээ, пяата, шоото, эб дуб, ооно, хороол, пошел домой. Никто из играющих не понимал значения этих слов.
        Тарбаганы имеют две норы на расстоянии 50-70 м. Это - условно очерченные круги. Когда тарбаганы находятся в норе, волки не имеют право ловить их. У волка тоже нора, расположенная между тарбаганами, ртолько в стороне. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую и кри-1чат волку: Шинии н)ъэн шорой лэ, минии нухэн алтан лэ! (Твоя нора земляная, а моя золотая), Шинии хубуун туухэй мяха эдидэг лэ, минии \ху6у)н сэсэг набила эдидэг лэ (Твой сын ест сырое мясо, а мой - цветы да листья).
        Рассерженный волк гонится за ними. Догнав тарбагана, шлепает его по спине и произносит громко "Дамба!", после чего тарбаган считается пойманным. Изловленный тарбаган должен помогать волку ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один тарбаган, который становится волком вместо прежнего, и игра возобновляется.
        Шоно адуушааха. Один из играющих - волк, остальные девочки и альчики представляют табун лошадей, из которых один или двое -жеребцы. В двух разных местах устраивают загоны - чертят на земле Два четырехугольника на расстоянии 30-35 м друг от друга. Лошади стоят внутри оград, а волк бродит между загонами, подстерегая лошадей. Когда табун выходит из загона и бежит к другому, волк подстерегает и Ловит одну из лошадей - это значит волк задавил лошадь. Каждая Пойманная лошадь считается теперь волчьим детенышем и помогает Вылавливать оставшихся лошадей. Охота за лошадьми ведется только Вне загона, когда они перебегают из одного в другой. 11ри нападении Волка жеребец защищает свой табун. Игра продолжается до тех пор, Пока не будут переловлены все лошади.
        Ангир шубууд. Эта игра проводится во время купания в реке. Один или двое из купальщиков изображают турпанов - ангир, самца и самку, остальные - их детенышей. Взрослые птицы преследуют своих детей, чтобы "съесть" их. Дети-птенцы ловко изворачиваются, ныряя вглубь или быстро отплывая в сторону. Игра прекращается, когда турпаны переловят всех своих птенцов.
        houp наадан. Несколько играющих изображают глухарей-самцов. Подогнув ноги в коленях, устраиваются друг против друга и в таком положении совершают прыжки, издавая при этом крики токующих глухарей. Руки, вытянутые на уровне плеч, изображают крылья. Участники игры, подпрыгивая на согнутых ногах, сходятся и расходятся. В это время другие, представляющие глухариных самок, расхаживают между дерущимися самцами.
        ШYYP шэдэхэ. Играют в ясную лунную ночь летом, иногда осенью. Собравшиеся разделяются на две команды. На ровном чистом месте кладут на землю длинную жердь (около 2-3 м), которая называется душэ. Команды становятся по обеим сторонам душэ. Один из играющих изо всей силы бросает вдаль короткую (около 10 см длиною) палочку диаметром 3-4 см. Все замирают и слушают, куда упадет брошенная палочка - шуур. Как только раздастся стук упавшей на землю палочки, все мигом бросаются искать ее. Тот, кто находит шуур, бежит к душэ. чтобы постучать по нему палочкой. Все устремляются за ним, противники - чтобы отобрать, товарищи - защитить. Если нашедший шуур не успеет добежать до душэ и его настигнут противники, начинается отчаянная борьба, во время которой нашедший палочку старается передать ее кому-нибудь сильному из своей команды. Тот должен вырваться из этого живого клубка и успеть первым постучать палочкой по жерди - душэ. На этом игра считается законченной и начинается по новому заходу.
        Шиилэ сохихо. Играющие составляют две команды. Каждый берет палку около 1 м длиною, с крючком на конце. На землю кладут деревянный шар, двое - из каждой команды по одному - становятся около шара, а остальные на некотором расстоянии друг от друга. Стоящие около шара должны одновременно ударить палкой по шару, та команда, в сторону которой покатился шар, бегут за ним и ударяют палкой, гонят его все дальше в свою сторону. Противоположная команда старается отобрать у них шар, если это удается им, они гонят шар на свое поле.
        Тэбэг сохихо. Для игры используется кусок свинца или тяжелая пугоница, к которой прикрепляется лоскут овчины или волосы, перья. Иногда - китайские монеты с квадратным отверстием в центре, в которое вставляют цветные перья, поэтому эта игра у русских называется жестка или зоска (от монгольского слова зоос - монета). Зоска подбрасывается вверх и при падении ударом ладони направляется к кому-либо из играющих. Каждый из участников игры ладонью должен отразить ее, направив к другому, не допуская ее падения на землю, если зоска упадет на землю, игра считается законченной и начинают играть заново.
        По второму варианту: зоску подкидывают внутренней стороной ступни. Заранее договариваются, сколько ударов без перерыва должен сделать играющий, чтобы получить приз. Ловкие игроки, не допуская падения на землю, подкидывают зоску ногой до 200 раз.
        С детских лет мальчики приобщались к играм состязательного характера, ибо к 16-17 годам они должны были принимать участие во всех состязаниях как родового, межулусного, так и более масштабного характера.
        К этим играм, которые назывались эрын гурбан наадан относились борьба - барилдаан, конские бега - мори урилдаан, стрельба из лука -hyp харбаан.
        Национальная борьба бурят имела свои особенности: для достижения победы значение физической силы не было исключительным. Побеждает ' борец более ловкий, с хорошей реакцией, знающий разные приемы борьбы. Сначала борцы медленно подходят друг к другу, кружатся на одном шесте, дотрагиваясь до земли то одной, то другой рукой. Затем сходятся ги хватают друг друга за руки - тэдхэлдэнэ, то есть испытывают друг друга, первый хватает правой рукой другого борца за левую руку и oоткидывает ее наотмашь - Иэжэрнэ, затем - левой, и так повторяется пять-шесть раз. После этого борцы обхватывают правой рукой друг круга за шею, и борьба начинается. Это начальный прием, после которого применяются вольные приемы: захват обеими руками головы, руки, ноги, далее заплетание ногой, подбивание ногой и т.д.
        Перед борьбой соперники снимали одежду, оставаясь только в штанах [с закатанными гачами. Побежденным считается тот, кто первым упал на ремлю или коснулся земли хотя бы кончиками пальцев или коленом.
        Дети очень любили бороться и, чтобы приобрести навыки борьбы, продолжали тренироваться даже поздно вечером, если не было другой возможности.
        hyp харбаха. Необходимые принадлежности - лук (номо) и стрелы (hypшa или годли) без наконечника, мишени - кожаные подушечки, называемые hyp (сур) или вулэн. У западных бурят мишень - сур (hyp) представляла собой тонкий кожаный ремень или ременной повод для узды, который прикреплялся к небольшому колышку и наматывался вокруг него, а колышек вбивался в землю.
        Лук, выбрасывающий стрелу на дальнее расстояние, обладает чрезвычайной упругостью. Для придания упругости к деревянной части его с внутренней стороны приклеивают роговые пластинки, а с наружной -сухожилия довольно толстым слоем, такой лук бывает очень трудно натянуть, особенно без стрелы.
        Стрела делается из сухого, средней плотности, дерева, обычно из березы, очень искусно выпрямляется и оканчивается головкой без наконечника. Другой конец стрелы бывает гораздо тоньше и имеет выемку, которая обхватывает тетиву лука. Этот же конец для более правильного полета стрелы оперяется. Для оперения берут жесткие перья птиц, преимущественно хищных. Осторожно снимают опахало от стержня и полосками приклеивают к стреле с трех сторон.
        Подушечки - hyp бывают цилиндрической формы длиною 7-8 см, диаметром 5-6 см. Шьются они из кожи и туго набиваются овечьей шерстью, войлоком.
        Приступая к игре, участники выбирают ровное твердое место и раскладывают мишени по одной прямой линии вплотную в таком количестве, чтобы на каждого стрелка приходилось по пять мишеней. Расставленные таким образом мишени - hyp издали кажутся разноцветной палкой, так как они обшиваются материей яркого цвета. По обеим сторонам от линии мишеней вырываются две мелкие канавки длиною около трех метров, шириною 15-18 см, расстояние между канавками около 4 м (три лука, тетивы). В обе стороны от расставленных мишеней отмеряется расстояние в тридцать "луков" - 40 м, бывают дистанции и в 50 м. Начинали стрельбу со стороны восхода солнца, по шесть человек с каждой стороны. Стреляют по двое. Выпускают по восемь стрел - каждый по 2 стрелы поочередно и отходят. К. стрельбе приступает другая пара. Обязательная норма каждого стрелка - набрать 5 очков - "лабар" восьми стрел В одном туре. Чтобы мыиграть очко, стрелок должен прямым попаданием выбить мишень, чтобы она вылетела за пределы второй канавки, очко получают и в том случае, когда стрела коснулась i земли между первой канавкой и линией мишеней, но все-таки выбила hyp. Если же стрела коснулась земли, не долетев до первой канавки, но выбила hyp - все равно это расценивается как промах. Очко не достается и в том случае, если hyp выбит, но не перелетает через вторую канавку. Во время состязаний среди юношей и мужчин каждый раз, когда стрелок выбивает hyp, члены его команды, восхваляя его, поют гимн-магтаал: Бара-ээ, бара даа, зай хуйхэрэй мэргэн.'
        В прошлом мальчики, будучи еще совсем маленькими, начинали под руководством стариков мастерить себе лук и стрелы и учились стрелять. К 9-10 годам они становились довольно меткими стрелками, что было \ очень важно. В то далекое время меткость нужна была не только для обеспечения пропитанием, но и для удачной защиты при нападении противников. Впоследствии стрельба из лука превратилась в один из видов игры, в спортивное состязание.

Литература
Hosted by uCoz