Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.
В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Эта шапка называлась "татар малгай" - (т.е. "татарская"), подобная форма шапки бытовала у многих народов.
Также иркутские буряты носили шапки, сшитые из выдры (халюун малгай). Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому выходцы из Иркутской области - особенно пожилые люди - иногда носят их и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной. Женщины надевали шапки "бизга" или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья (рис. 5).
У забайкальских кочевников наиболее популярны 3 типа шапок: I. Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор юудэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из 2-х половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду.
Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - будзэлгэ.
Традиционным головным убором бурят южных районов считалась "32-пальчатая шапка" (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двуслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел "улзы". К жинчи привязывали также залаа - красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, зыдры, лисы. Передняя часть отворота шапки-козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша.
Очень было важно, чтобы швы были ровными, если шов был кривой, то такой головной убор нельзя было носить. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - "32 поколения монголоязычных народов".Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.
Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.
Летний вариант шапок состоял также из тульи и околыша, выкроенных отдельно и пришитых друг к другу. Верх шапки и наушники зимних шапок выкраивались из одного куска ткани. Такая шапка называлась хасабшатай малгай. В холодную и ветреную погоду наушники носили спущенными, иногда завязывали под подбородком. В теплую погоду наушники заворачивали наверх и завязывали тесемкой на затылке. Зимние шапки подбивали мехом рыси, выдры, мерлушкой.
Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем (татургой), расширяющейся над серединой лба, верх тульи джидинской шапки острый, высокий, более узкий околыш имеет одинаковую ширину по всей окружности тульи. Джидинские зимние шапки из меха выдры были ниже цонгольских. Цонгольская обувь отличалась более загнутым носком и нетолстой подошвой.
Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается дэнзэ - серебряным наверишем полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей, материализованных в предметном воплощении. Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию (hyp hулдэ). Полная символика верха головного убора: турэл гарални олон болуужан, hyp Ьулдэмни юумэндэ диилдэшэгуй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг ("Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной". По этому поводу бытует пословица: "Муу тулюурай шэнжэ - мухар малгай"). Нижний околыш (тойробши) - круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое.
Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.