Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Праздники

Зимние праздники | Весенние праздники | Летние праздники | Осенние праздники
Летние праздники

        День святой Акулины 13 июня, самое знойное время года. В жару появляется много оводов, слепней и мух, которые истязают животных. Телята, коровы бегут в кусты, где ищут спасения от докучливых насекомых.
        Петров-день – последний летний праздник девчат. К этому дню стряпали пирожки, драчены, резали поросенка. Приводили ребят чаевать. С этим праздником были связаны следующие приметы. Петровки холодные – год голодный. До Петрова дня дождь – урожай худой, два дождя – хороший, три дождя – богатый. Дождь на Петров день – сенокос будет мокрым. Если за неделю до петрова дня помочет – с хлебом будет. До петрова дня подсаживали и пересаживали овощи и цветы. После него все эти работы прекращались, т.к. считалось, что от подобной пересадки толку не будет.
        Аграфена-купальница 23 июня, с этого дня начинали заготавливать лекарственные травы, собирать землянику по гористым и каменистым солнцепекам. Пололи хлеба и огороды.
        Иван-травник. 24 июня (7 июля н.ст.) – Иван – травник или Иван – колдовник. В этнографическом отношении это один из самых интересных дней. С ним связано множество преданий, примет и магических действий, идущих из глубокой древности. Известно легенда о папоротнике который по преданию расцветает только в полночь на Ивана Купала. Считалось, что с помощью этого цветка можно открыть клады несметные и отомкнуть любые замки. Но достать его было чрезвычайно трудно, т.к. он находится якобы под неусыпным наблюдением целой армады нечистой силы. Поэтому не многие храбрецы осмеливались идти на поиски этого цветка. Многие обряды древнего славянского праздника в честь солнца в честь солнца, естественно, забыты, но некоторые сохранились и не только в виде поэтической легенды, а прежде всего в форме магических действий, связанных с заботой об охране и приумножении скота, хозяйства, здоровья и благополучия людей. В ночь Ивана – травника старались прежде всего предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы: от колдунов, оборотней, которые якобы буйствуют в эту ночь, насылают порчу на людей и скот. Вера в оборотней существует с тех далеких времен, когда человек занимался главным образом охотой и был убежден, что звери могут обратиться в человека, а человек – в зверя. Ко дню Ивана – травника приурочено много поверий, аграрно-магических обрядов продуцирующего значения. При этом дохристианские обряды и верования переплетаются с христианскими. От нечистой силы люди оберегались посредством крестов, поставленных на воротах чистым дегтем. Символика креста может иметь и дохристианское происхождение. Крест – символ огня, солнца и вечной жизни, знак бессмертия, оберег от нечистой силы. Применение крапивы как оберега от ведьмы связано с представлением, что жгучая крапива является заменителем огня, а огонь связан с солнцем. На земле он замещает собою солнце, отсюда его очистительное и охранительное значение.
        Прокопьев день 8 июля. На Чикое делали покос. К ниму приурочен ряд примет, отражающих изменения в природе, с Прокопьева дня начинали есть огурцы
        Ильин день 20 июля (2 августа по н.ст.)православная церковь празднует день, установленный в честь грозного пророка Ильи – повелителя гроз, грома, молний и подателя влаги. Именно таким он рисуется в сознании верующих. Если загремит гром и засверкают молнии это значит, что Илья – пророк в золотой колеснице, запряженной белыми или огненными конями, громыхает по тверди небесной. Однако одним из самых грозных богов у славян был Перун – бог грома и молнии. Гроза наиболее сильно поражала воображение первобытного человека, она сопровождалась проливным дождем, который спасал посевы от лучей солнца. Поэтому земледельцами особо почитаемы были именно такие громовержцы, как славянский Перун. Православная церковь была вынуждена приспособиться к языческим верованиям и обрядам, наделив христианских святых обязанностями старых языческих божеств. Так Илья вытеснил собой Перуна. Такое смешение в верованиях старообрядцев Забайкалья явственно проявляется при исполнении ими различных обрядов, приуроченных к старым праздникам (святкам, масленице, троице, Иванову дню и другим), а также в почитание всевозможных христианских святых. Например, почитая Илью пророка, староверы заодно исполняют не мало аграрно-магических обрядов, идущих из далеких глубин славянского язычества. В засушливое время обычно служили молебны Ильи – пророку. И если после одного – двух молебствий дождя не было, все девушки селения собирали деньги на свечи. Иногда девушки занимали деньги у богачей, за что во время страды жали их хлеба. Собранные деньги несли в церковь и оттуда, забрав иконы с прикрепленными к ним свечами шли в гору. Там и служили молебны Илье – пророку. Возвратясь с молебна, молодежь начинали обливать друг друга водой из канав, речек и колодцев, что называлось «ворожить дождям». Обливали также каждого прохожего и проезжающего. Парни особенно старались выкупать красивых девушек, окуная их в речку во всей одежде. К этому дню у семейских были приурочены следующие приметы, поверья, запреты: «Если на ильин день дождь – картошка будет хорошая. Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде». В народе бытует мнение, что с ильина дня наступают перемены в природе, связанные с наступлением осени – похолодание и дожди. Исчезают отдельные виды насекомых: «Придет Илья, не будет ни одного ведня (овода) ». В этот день существовал запрет работать. Считалось, что «Илья – последняя девичья гульня». Девушки наряжались в праздничную одежду и устраивали гулянья. На сенокос ехали принарядившись как на праздник. Ильин день считался престольным праздником. К нему верующие люди долго готовились. Нередко праздник продолжался не один день. Ныне Ильин день потерял былое значение.
        Первый спас 1 августа, крестьяне косили телятники и пайки.
        Второй спас - преображение 6 августа. К этому дню приурочивался массовый выезд за грибами и ягодами. В древности у славян в этот день отмечался языческих праздник урожая.
        Успенье 15 августа. Христианский праздник кончины богородицы крестьяне переосмысляли и отмечали как праздник созревания урожая.
        День Натальи-Андрианы 26 августа. Обычно в этот день устраивали «помоча» - народный обычай взаимопомощи.
        Иван постный 29 августа. Устраивались «помоча». Богачи в этот день обычно завершали уборку хлеба.

Литература
Hosted by uCoz