Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Праздники

Зимние праздники | Весенние праздники | Летние праздники | Осенние праздники
Зимние праздники

        День Саввы и день Варвары. 3, 4 декабря. Об этих праздниках говорили: «Саввы-Варвары ночи урвали, кур воровали, под печку клали».
        День Николы. 6 декабря – приурочивают первые сильные морозы
        Святки. Были первым праздником, завершающим старый и открывающим новый год у восточных славян. Праздновали их с Рождества до Крещения, то есть с 25 декабря по 6 января. Святки семейских начинались с сочельника – 24 декабря, который завершал пост и отмечался весьма скромной трапезой. Люди старались заглянуть в будущие и даже повлиять на предстоящий урожай при помощи разных заклинаний. Эти обряды были приурочены к очень важному периоду в жизни земледельцев, к возрождению нового солнца, несущего тепло и свет всему живому и непосредственно влияющего на урожай. И также существовали другие различные обряды. По верованию славян умершие уходят в иной мир и там их жизнь продолжается.
        Рождество. Первый день рождества не гуляли, сидели дома. Готовили обильную еду: жаркое, пироги с рыбой, оладьи, пирожки с морковью, черемухой, капустой, ягодами и т.д. За стол садились всей семьей. На святках вообще старались есть много мясного. На второй день начинались гулянья молодежи. Парни катали девушек на тройках вкруговую по улицам села. В доме солдатки или вдовы устраивали игрища. Каждая девушка приносила хозяйке дома по ведру зерна, а на праздники по куску мяса и сала. Парни снабжали дровами. На игрища девушки старались одеться как можно наряднее. Так, на рождество они надевали на голову «гумашку» — убор вроде серповидной короны на которую наворачивали атласную или кашемировую шаль, не прикрывая волос на макушке. В косу вплетали ленты и косник. Считали, что на святках восемь праздников. Сколько дней устраивали игрища, столько же атласов и сарафанов меняли. Если сарафанов или шуб не хватало, то занимали их у богатых. Потом хозяевам за использование одежды отрабатывали, обычно мыли их избу перед пасхой.
        Крещение. Рано утром, чтобы никакая птичка не успела напиться, брали воду из проруби. Затем освящали ее в молитвенном доме или в церкви. После того, как отслужат «часы», такой водой «разговлялись» все члены семьи. О крещенской воде говорили: «Светина идет». Затем эту воду ставили в туеске в подполье, где она хранилась до следующего крещения. Применяли ее в случае, когда необходимо было что-нибудь очистить. На крещенье многие хозяева обрызгивали святой водой двор, огород, корм и помещения для скота. Специально окропляли корову и даже давали ей попить этой «светины», чтобы скот водился и размножался. В старину на крещенье некоторые с целью очищения купались в прорубях. Еще в языческое время огонь и вода считались лучшими средствами очищения от разной нечисти. И от них — от огня, как заместителя солнца на земле, и воды — зависело благополучие крестьянина в наступившем году. Например, древние славяне для этой цели в день Ивана-травника прыгали через костры, купались в реках. В крещенских обрядах двоеверие семейских выступает очень явственно. Они то стараются приобщиться к «нечистой силе» (в гаданиях), то ограждаются от этой «нeчиcти» с помощью христианского атрибута — креста.
        Масленица. Провожала зиму и встречала весну Масленица. На Масленице должно было «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду». Так сам народ охарактеризовал этот праздник, насыщенный хмелем и весельем. У семейских в этот праздник разгул на распашку. Масленицу начинали праздновать с понедельника. К этому дню пекли на сливочном масле горы блинов, шаньги с творогом, пирожки с яйцом и крупами, оладьи и лепешки, варили кушу из пшена. Ели обязательно яичницу. Мясная пища исключалась. Всю неделю до субботы катались на санках и лодках с гор. Если парень все время катался с девушкой, с которой дружил, то говорили, что он её хорошо уважил. Парни катали девушек на конях, на тройках, увешанных лентами, колокольчиками, запряженных в кошевки, тарантасы. Ездили шумно, с песнями, с гиканьем, особенно усилено в последнее воскресенье. В этот день девушки, принарядившись в лучшую одежду выходили на улицу группами и ждали, какую компанию пригласят парни покатать на тройке. Одних приглашали нарасхват, к другим не подъезжали. Последний день Масленицы назывался прощеным. Все просили друг у друга прощение: дети – у родителей, сосед – у соседа, и давали зарок, чтобы не ссориться и не таить зла. Дети обычно говорили: «Простите нас, батюшка и матушка», «Бог простит», - отвечали те и просили взаимного прощенья, а потом целовались в знак этого прощенья. Таким образом люди словно очищали свою совесть за нанесение своим близким и родным вольных и невольных обид. Масленица, будучи одним из древнейших славянских праздников, с её бесшабашным разгулом, удалью, наполнена аграрно-продуцирующими (способствующими плодородию и размножению) обрядами или, вернее сказать, все это празднество есть продуцирующий обряд с его коллективными магическими действами, которые, по представлению древних славян, должны способствовать очищению селений, людей и скота от злых духов и влиять на произрастание хлебов, растений, на плодовитость скота, на чадородие жен, на семейное благополучие. Например, катание на лошадях вокруг села – это коллективное действие с целью очищения от недобрых дел и злых духов. Катание с гор на лотках и санках, кожах и прялках тоже продуцирующий обряд, ибо у русских существуют поверья, чем дальше с горы прокатишься, чем длинее уродится лен; чем веселее, шумнее гулянье, богаче стол, обильнее пища, тем счастливее, урожайнее будет год. В этом тоже проявляется аграрно-магическая обрядность праздника, знаменующего собою начало нового года, который в Древней Руси начинался с марта. В Масленице следует различать очистительные обряды (катание молодежи) и продуцирующие. Ряженье и связанный с ним смех были одним из излюбленных ритуалов масленичного празднества. Они служили тем же целям, что и на святках, являлись стимуляторами расцвета природы, плодородия земли и приплода всего живого. Празднование Масленицы было, вероятно, приурочено к весеннему равноденствию. В честь этого древние славяне возжигали огонь, поминали предков и совершали эротические действа, связанные с плодородием. Одним из главных атрибутов Масленицы является чучело, сделанное из марли и набитое соломой или же просто наряженная ступка. Его возят в санях по деревне, встречают со смехом, с шутками, а затем сжигают на льду речки, или же наряд чучело разбирают себе жители села. В масленичном чучеле видеться олицетворение старого года, а его уничтожение символизирует собой наступление нового года.

Литература
Hosted by uCoz