Этнос - Буряты
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура бурят - Быт

Поселение, жилище | Бурятский костюм | Украшения

Мужская одежда | Женская одежда | Обувь | Головной убор
Женская одежда

        Детская одежда что для девочек, что для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т.е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные - регланом.
        До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные из шелка в полоску.
        При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка (рис. 8).
        Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылка сбривалась. В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха). На затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы - юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.
        На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы - обряд назывался уhэ заhаха ("переплетение волос"). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывали гребнем матери жениха.
        У русских, наоборот, из 2-х девичьих кос заплетали одну женскую. Это объясняется тем, что к свадьбе обычно готовили приданое, в том числе украшения. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу, т.к. массивные по размерам, тяжелые по весу , они прикреплялись к основаниям кос. Русский тип женских головных украшений - короны, кокошники, кички закреплялись на затылке под косой. В этом случае одна коса обеспечивала прочность закрепления. Большинство украшений русской женщины - бусы, монисто носились на шее. Декор головных украшений приходился на лицевую плоскость кокошника, кички: их богато расшивали жемчугом, драгоценными камнями.
        В конце XIX - начале XX века женский костюм всех регионов сохранил свой этнический региональный колорит, хотя различался некоторыми элементами отделки и украшений.
        Женский костюм больше, чем мужской, сохранил родоплеменные и традиционные особенности, что обуславливает выделение 2-х территориальных комплексов- Забайкалья и Предбайкалья и их вариантов.
        По костюму бурят Предбайкалья можно проследить территориально-родовые деления: костюм боханских, аларских, верхоленских бурят, которые относятся к булагатским, хонгодоровским и эхиритским родам. В Аларском районе женские халаты шились из узорчато-переливчатого шелка светло-сиреневой расцветки, по низу подола пришивали широкую полосу из меха выдры, вырез на груди отделывался черным плисом или бархатом, иногда собольей шкурой. Отделка халата - четырехугольная, закрывающая почти всю грудь меховая нашивка, разделенная неширокими полосами бархата (рис. 5).
        Основным элементом декора костюма и украшений бурят Иркутской области являлись круглые бляхи и монеты царского или советского времени разного достоинства. Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежались с коралловыми бусами. Общее количество и стоимость тех и других определяло степень богатства и родовитости владельца костюма или украшения.
        Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи (рис. 5).
        Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической.
        У бурят бытует пословица: "Гэргэдэй гоень урдаа, гэрэй гоень хойноо" - "красота женщины спереди, красота дома - сзади". Пословица эта появилась не случайно и связана с тем, что передняя часть женского костюма шилась из дорогих, нарядных тканей, а спина - из менее дорогостоящих. Это, скорее всего, было вызвано дефицитом дорогих тканей, т.к. все это привозилось издалека - Китая, России и соответственно стоило очень дорого. При покупке ткани точно учитывалось количество используемой ткани: лишняя ткань - лишние деньги. В дальних районах Оки, Закамны дорогостоящие ткани встречались очень редко. Там женские наряды из более простых тканей дополнялись богатыми серебряными украшениями.
        Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. При общей основе конструкции халата в ней наблюдались некоторые региональные различия. Удлиненный лиф с глубокими проймами, доходящими до талии, простая форма отделки выреза лифа, не очень глубокий запах левой полы на правую, прямое соединение лифа и подола было характерно для одежды хори-бурят. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесучи, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой.
        Ширина тесьмы могла быть как узкой (в 1 палец), так и широкой - до 10 см. Для отделки применяли блестящие плотные ткани - шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы - тууза, которая дополняла цветовую гамму, конструктивно подчеркивала или выделяла основные детали, элементы. В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. Пои отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого -различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.
        Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.
        Одежда селенгинских бурят в целом отличалась от одежды хоринских бурят. Но и среди селенгинцев наблюдались местные особенности: в форме рукава, манжеты, шапки, обуви. Энгэр селенгинского дэгэла закругляется у ворота. Цонголы делают рукава широкими, длинными, с широкой манжетой; джидинцы шьют рукава более узкими и короткими, с нешироким манжетами. В женском дэгэле цонголов лиф халата соединяется с подолом закругленным мысом; джидинцы делают эту линию талии на халате чуть прямее; у хоринцев соединение лифа с подолом делается по прямой линии.
        Региональные особенности отчетливо проявляются при крое и декоре рукавов. Рукава женского халата - составные, т.е. состоящие из двух или трех частей. Основание рукава или верхняя часть - узуур тохой, декор выше запястья до локтя - нарин тохой и нижняя часть -обшлага- нюдарга.
        Так рукава халатов хори-буряток у основания были широкими и собирались в пышные буфы (булуубша), которые постепенно сужались к середине предплечья, к ней пришивалась средняя часть рукава -тохоног (локоть). Заканчивался рукав широкими обшлагами - нюдарга ("кулак"). При морозной погоде обшлага отворачивали вниз. Многие путешественники и исследователи при описании костюма отмечали, что буряты, монголы "ни в какие морозы рукавицы не имеют".
        Рукава закаменских халатов тоже шились из трех частей. Обычно верхняя и нижняя части шились из той же ткани, что и сам халат, средняя часть - из ткани контрастного цвета. Буфы у основания были менее пышными, чем у хоринских. Соединения частей рукава отделывались полосками простроченной ткани или декоративной тесьмой. Практически каждая женщина сама изготовляла свой наряд. По аккуратности шитья можно было судить о ней как о хозяйке.
        Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен. Уужа бывали двух видов: короткая, до линии талии называлась "эсэгын уужа" (отцова безрукавка), потому что по древнему бурятскому обычаю женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной - в шапочке и безрукавке. По отношению к свекрови этот обычай был не столь жестким. Короткие безрукавки большей частью носили в Забайкалье, в некоторых районах (например, в Закаменском) бытовали укороченные уужа, едва доходящие до декоративной тесьмы на линии шва талии. Шили их из ярких тканей с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.
        У предбайкальских бурят в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, у тункинских, баргузинских, агинских бурят Забайкалья шили также длиннополые уужа. Основой для такой безрукавки служила короткая, к которой пришивали присобранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа была приспособлена для езды и называлась морин уужа.
        У аларских, унгинских, боханских буряток безрукавка называлась хубайси - цельнокроеная, расклешенная книзу, с узкой спинкой и глубокой проймой. Подол был широким, полы заходили друг на друга. По крага переда, вокруг горловины, проймы нашивались монеты. Достоинство и количество их зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки. Безрукавки надевались поверх платьев - халдай, палаати в Лредбайкалье (рис. 6), тэрлиг, дэгэл в Забайкалье и застегивались на одну пуговицу у ворота. Говоря о безрукавке, нужно отметить, что эта деталь костюма характерна не только для бурят - она присутствует у многих народов. Древнейшая магическая функция - охранная: оберег молочных желез и позвоночника - столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери. Главное назначение женщины в семье, в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли.
        Женщиной, равной всем женщинам улуса, невестка может стать лишь после проведения обряда уhээ заhаха, боолто боохо - замены девичьей прически на женскую.
        В прошлом этот обряд проводился после рождения первенца, перед обрядом захоронения последа. Позже это правило уже не соблюдалось, часто две женские косы невестке заплетали уже при переодевании ее в женский наряд. Смена прически на женскую означала, что невестка отныне вошла в состав женщин-матерей. Это было переломным моментом в ее жизни, теперь она полностью принадлежала семье мужа, его роду.
        С древнейших времен прическа почти всегда служила признаком принадлежности человека к определенной возрастной категории.
        У всех народов мира существовало и существует до сих пор множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. Особенно распространены суеверия, связанные со стрижкой волос. У одних народов они вызваны боязнью нечистой силы, которые могут завладеть остриженными волосами и, оказывая на них магическое воздействие, сумеют лишить здоровья и даже жизни человека, у других считается недопустимым тревожить духа, обитающего в волосах.
        В настоящее время, когда идет новый подъем национальной культуры, языка, религии, традиционных праздников, народ старается одеваться в свою национальную одежду, которая становится более современной, праздничной, нарядной. Люди надевают ее для красоты и оригинальности, поэтому одежда утрачивает функции повседневной, и приобретает функции праздничной.
        Современные модельеры, художники - создатели гражданских и сценических костюмов исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый декоративность. В развитии современного бурятского костюма мы видим извечную борьбу двух тенденций; с одной стороны - желание сохранить традиции глубокой древности, а с другой - стремление к новизне, ломающее традиционные формы.
        Из этой борьбы вырастает третья тенденция - хотя бы формально освящать традицией вновь рождающиеся формы.

Литература
Hosted by uCoz