Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура семейских - Ремесло

Семейская роспись | Промыслы | Домовая роспись | Ткачество
Резьба по дереву | Лоскутная техника | Домовая резьба
Домовая резьба

        Архитектуре сибирского жилища, как и жилищу Семейских свойственны не только новые специфические особенности, разбившиеся в Сибири в сложных социально-экономических и климатических условиях но и сохранив- древние художественные традиции руcской cтроительной культуры! Скульптурные украшения являлись неотъемлемой частью архитектуры русского крестьянского жилища, которые создавались с древнейших времен до начала XIX в.
        В первый период с момента поселения семейских охватывающий конец XVIII, начало XIX вв., художественное оформление жилищ характеризуется простотой форм, нашедшей свое выражение в скульптурном завершении охлупня, концов-крючьев - "куриц", желобов-водотоков и кронштейнов, которые прекрасно сочетались с естественным рельефом сруба состоящего из массивных бревен.
        Выступающий над фасадом конец толстого бревна с корневищем -охлупень обрабатывался в старину в форме конской головы, головы оленя, барана и реже головы петуха, крючья-курицы в виде головы птицы. Головки "куриц" в некоторых случаях подвергались детальной обработке с выявлением многих элементов.
        Скульптурная обработка охлупней и кронштейнов-пропусков у семейских имеет много общих черт со скульптурной резьбой других районов Восточной Сибири: Красноярского края, Иркутской области и многих других областей Западной Сибири.
        Причелины. Причелины – доски, прикрывающие горцы слечь со стороны фронтонов, первоначально были гладкими и имели чисто практическое значение (предохранение от влаги), затем их стали украшать простейшими узорами по краям. Более ранние рисунки на краях причелин относящихся к началу и первой половине XIX века, вырезались простыми треугольниками, четырехугольниками и трапециевидными ступеньками. Эти узоры стали дополнять прорезью на свисающих концах причелин.
        Плоскорельефная резьба в сочетании с прорезью способствовали усложнению не только резных композиций, но и форм причелин, которые стали делать многоступенчатыми. Сквозной орнамент концов причелин оформлялся, а виде солнечных розеток с лучами, розеток с лепестками, кружками и треугольниками и концами, напоминающими кисти и бахрому полотенец.
        Пропильная резьба, нередко накладная, выполнялась при помощи разнообразных пил, которые, как и большинство столярных инструментов, семейские мастера изготовляли сами. Пропильная резьба распространилась в семейской деревне в начале XX в., достигнув в скором времени большого совершенства в технике исполнения и разнообразия в орнаментальных композициях.
        Многоярусность пропильной резьбы на причелинах достигалась теперь уже путем наложения друг на друга тонких пиленых досок с резными и сверленными коловоротом краями. Место скрещения двух причелин под охлупнем стали венчать резным полотенцем, обращенным вниз, а позднее и шпилем, поднятым кверху.
        В пропильной резьбе причелин и фризов-подзоров не нарушена традиционная ритмичность узора, повторяющего по краям и поверхности досок, но нет уже былой строгости и прочности. Вместе с украшениями пропильной резьбой дома иногда обшивали тесом "в елочку", реже просто набивали доски вдоль или поперек бревен сруба. Пропильные украшения на современных жилищах семейских, применяемых в сочетании с другими видами резьбы, значительно упростились, видоизменились и сосредоточены, главным образом, на наличниках и на фронтонах крыш.
        Фронтон зашивают тонкими дощечками в елочку с фигурным (овальным Гили сердцевидным) углублением в центре, где нередко прорезают слуховое окно резьбой, повторяющей резьбу наличников окон дома. В отдельных случаях перед фронтоном с застекленной дверцей устраивают балкончик с перильцами из точеных балясин.
        Шпиль, венчающий место скрещивания двух причелин, украшают заостренными стрельчатыми и сердцевидными пиками или пятиконечными звездами. На шпиле нередко вырезают и дату постройки дома.
        Окна. Окна имели одну гладкую прямоугольную ставню, сохранившуюся без значительных изменений вплоть до первой четверти XX в. Первые украшения были очень скромные и заключались в овальном или ступенчатом украшении карниза наличников, в вырезании на их плоскости солнечных лучевых розеток, кругов долбленым способом при помощи ножа, а затем и долота.
        Долбленная выемчатая резьба геометрического характера (круга, розетки) сохранились в незначительном количестве на наличниках, так как сна была связана с небольшими по размеру окнами, которые с появлением стекла повсеместно переделывались на большие и, соответственно, по-новому украшались.
        Наиболее распространенным украшением наличников и подоконных досок во второй половине ХХв. была резьба, выполнявшаяся коловоротом. Сквозные или глухие (вполовину толщины доски) крутые отверстия обрамляли долбленные лучевые розетки, прорезные S-образные завитки, круги и другие мотивы, карнизы наличников и подоконные доски с геометрическими резными насечками. Самостоятельные узоры из сверленых кружков составляли четырех и шести лепестковые розетки-цветы или завитки, ромбы и другие несложные фигуры. Расположение их на плоскости наличника разнообразное: центрально-одиночное, парное и тройное с обязательным соблюдением симметрии.
        Мода на ступенчатость резных полос, известная у семейских со второй половины XX в. на наличниках получила особое развитие. Мастера создали большое количество вариантов многоступенчатых наличников, которые более всего связаны с пропильной резьбой.
        Первые накладные пропильные фигуры повторяли уже известные в домовой резьбе мотивы кружка, лепестковой розетки, ромба, прямоугольника, завитков, листьев, иногда с их профилировкой.
        Довольно частым явлением были изображения птиц в распластанном виде с двумя или одной головой, по виду напоминающих забайкальских голубей. Мотивы птиц, рыб и животных в выпиловке семейских не сходят с наличников в первой половине XX в. Позже птицы изображались уже не в распластанном виде, а в профиль условно или реалистично. Это фигурки тех же голубей и кукушек.
        Одновременно с пропиловкой в семейских селениях продолжали развиваться мотивы барокко и русского ампира. Элементы русского ампира (венки, гирлянды, пронзенные стрелкой-тирсом и другие) украшают обычно центральную часть наличника, располагаясь под барочными завитками.
        Помимо усложняющихся мотивов, становятся модными карнизы со сложным геометрическим профилем и ступенчатыми наложениями пропильных элементов с острым выступом карниза по центру в виде треугольника. Нижние края выступа выпиливаются фигурно. Такие .наличники по форме и расположению украшений напоминают традиционные головные уборы семейских девушек (трапециевидные повязки - "гумашки", расшитые жемчугом или бисером).
        Пышность пропиловочной резьбы на наличниках стала убывать к концу 30-х годов XX в. К этому времени значительно упростился профиль карнизов, наличников с выступающим по центру треугольником. Исчезли сложные выступы карниза, который делался уже слитным. Концы карнизов оформлялись точеными объемными шарами, вазонами, пропильными элементами в виде розочек и арочек и зигзагообразных фигур геометрического и полурастительного характера, фигур, напоминающих человеческие. Эти фигуры помещали на вершинах пирамидальных выступов с двух сторон карнизов, которые представляли собой видоизмененные народным творчеством, миниатюрные пилястры русской классической архитектуры.
        Крыльца. Крыльца имели двухскатные, реже односкатные крыши. При сложной планировке крылец крыши делались двухъярусными. Высокие крыльца имели глухие подклеты с довольно большой дверью, в подклетах содержался мелкий скот и куры. Разнообразие внутренней планировки крылец зависит от расположения внутренней лестницы, площадки террасы и кладовок. Сразу от входной двери или открытого проема начиналась лестница, заканчивающаяся площадкой, расположенной на уровне высоты пола в доме.
        Старинные крыльца строились глухие и имели небольшие щелевые прорезы над дверью-входом и со стороны внутренней площадки террасы. Позднее контуры проемов увеличились в ширину на два-три и четыре бревна, а в длину протягивались до углов и часто объединялись с проемами другой стороны. Контуры проемов разнообразны: четырехугольные, ступенчатые, полукруглые и другие. В некоторых случаях вместо проемов на крыльцах прорезали одно или два окна с наличниками и ставнями.
        Крыльца, построенные в первой половине XX в., уже не имеют сплошной бревенчатой кладки. Бревна кладутся только от земли до террасы крыльца и два-три венца под крышей, средняя часть забирается досками с широкими оконными рамами со стеклом. Вместо глухой двери сооружаются невысокие легкие калиточки или просто открытые проемы. Пространство наддверными проемами иногда "забирают" легкими пропильными дощечками.
        Резные украшения семейских изменялись вместе с развитием самой постройки и ее конструкции.

Литература
Hosted by uCoz