Охота и собирательство, сопутствующие скотоводству, составляют своеобразие хозяйства кочевников, носившего устойчивый комплексный характер на протяжении многих столетий. Классическая триада комплексного хозяйства позволяет извлекать максимальную пользу из природных ресурсов так называемого кормящего ландшафта, который как известно, дает коллективу людей в первую очередь пищу.
Кочевники не испытывали острого дефицита растительной пищи, так как в системе их питания дикорастущая флора была представлена весьма основательно – крахмалоносами, ягодами, грибами, луком и травами. При малой развитости земледельческой культуры растительные компоненты пищевой цепи номадов обеспечивались собирательством.
В сентябре буряты собирали запасы из мышиных нор (ургэн), состоявшие из луковиц лилии (сараны), корневищ и плодов других растений. Один склад может содержать примерно полведра корневищ и зерен. П.С. Паллас писал: «Мыши учреждают для запасу особливые каморки, кои наполнены весьма чисто облупленными корешками... часто в мышином запасном амбаре до восьми и до десяти фунтов чищеного корня вынимают, а таковых магазены на том гнезде три, четыре и более бывает... гнезда искать можно по ямкам в дерну и по дырам, оставшихся от вытащенных кореньев... Маленькое сие животное трудами своими нигде столько не полезно как здесь, в Даурии и в других местах Восточной Сибири , где хлеб не сеют: там языческие народы поступают с оными так, как вотчинники лихоимцы со своими мужиками. Отнятого у мышей запаса им становится в пищу на целую зиму».
Перед употреблением луковицы, коренья, зерна промывали в нескольких водах, отваривая в воде когда хорошо разварится, воду сливали. Затем добавляли или арсу, или сметану, или масло и немного муки. Получалась растительная еда типа каши (урмен).Из луковиц лилии (тибhэн, зохта) готовили другое— зохтэ арса, тибhэн арса. Очищенные и промытые луковицы кладут в кисломолочный продукт (арса) заправляют мукой и доводят до кипения. Корневища лилии, горца живородящего, ревеня, гусиной лапчатки так же как приправу к мясу. Буряты употребляли в пищу дикий тмин, ревень, семена сульхира, верблюжатника.
Стебли ревеня ели печеными, сдабривая пенками. Также они собирали мэхэри, корни растения гэшэп-нээн, которые хорошо промывали и употребляли в пищу. В сыром виде ели корни растения шамарhан. М.Н. Хангалов перечисляет некоторые съедобных растения, в том числе оегоно, засушенный корень которого заменял муку, а также растения, служившие приправами. Муку хранили впрок в прожаренном виде, ее употребляли в чашке с горячей водой, либо перемешивая с маслом.
Буряты собирали в степи следующие виды дикого лука и чеснока: гоогоhон, гоогол, мангир, ман-диhан и заготавливали его в больших количествах, солили в бочках и сушили. В качестве чая заготавливали листья шиповника. При замешивании песочного теста для лепешек (бова, бомхои) старались класть в него вместо соли собранную в солончаковых степях натуральную соду (хужар, марса). Эта соль придает кондитерскому изделию особый, пикантный вкус. П.С. Паллас отмечал, что «... на обсохшем озерном дне лежит множество белой горьковатой соли, которую буряты собирают под именем хужир и варят ее со своим чаем, чтоб придать ему довольную густоту. Однако не все горькие соли буряты любят; в случае же оные недостатка употребляют по нужде острейшую березовую золу (шулта)».
Из ягод собирали черемуху (мойhон), растущую по берегам рек, и делали из нее муку, хорошо сочетающуюся с молочными продуктами. Также они собирали землянику (зэдэгэнэ), бруснику (алирhан) и другие ягоды. Некоторые группы бурят заготавливали кедровые орехи.
Как видим, собирательство в большей степени осуществлялось бурятами в степной зоне. Эта оптимальная система питания за счет природных богатств освоенной экологической ниши была заимствована от бурят русскими. Русские крестьяне Забайкалья также выкапывали луковицы лилий и отыскивали кладовые сусликов и мышей. Зимой они луковицы парили в печах, положив в глиняный горшок или чугун. К праздничному столу луковицы запаривали в молоке.