Этнос - Буряты
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Материальная культура бурят - Ремесло

Бурятский орнамент | Декоративная отделка вещей из мягких материалов
Резьба по дереву. Роспись | Художественная обработка металлов
Художественные изделия
Художественная обработка металла

        Бурятский художественный металл – это культура одновременно материальная и художественная. Она создавалась творческими усилиями кузнецов, чья художественная продукция служила одним из действенных средств эстетического оформления народного быта. Художественный металл бурят теснейшими узами был связан с бытом и жизнью народа и отражал эстетические понятия народа. Памятниками ювелирного искусства прошлых столетий являются железные и стальные пластины с серебряной насечкой и серебреной поверхностью с черневыми узорами. Форма пластин разной сложности. Это – круг, прямоугольник, розетка, комбинация треугольника с прямоугольником и кругом, овал. С целью повышения декоративного эффекта пластин привлекались полудрагоценные камни – сердолик, лазурит, малахит, а также коралл и перламутр. Буряты превосходно использовали в ювелирной практике насечку серебром и оловом по стали и железу, филигрань и зернь, серебрение и золочение, гравировку и ажурную резьбу, инкрустацию перламутром и простую огранку цветных камней, воронение и чернение, литье и штамповку.
        Насечка. Насечка производится по неровной поверхности металла, полученной путем насекания специальным молотком с зазубренной бородкой неглубоких, но частых бороздок, наносимых крест-накрест. На широховатую, сетчатую поверхность пластины накладывается тонкая серебряная проволока, которая точными ударами молотка вбивается в углубления бороздок. При этой операции серебряная проволока, войдя в углубления, соединяется с пластиной. Сложным является компоновка узоров из серебряной проволоки на поверхности пластины, требующая художественного вкуса и тонкого чувства гармонии. Насечкой в основном осуществляется орнаментация пластин различной формы.
        Серебрение. Подвергаются гладкие поверхности, например, края пластин или внутреннее пространство розеток на круглых пластинах.
        Технология: шлифуют поверхность железной пластины, придав ей форму. Берут в определенных весовых пропорциях ртуть и серебро. Серебро растворяют в ртути. Жидкий раствор наносится на поверхность пластины, которую держат на огне до тех пор, пока ртуть не улетучится и не осядет серебро. Этот процесс повторяют пока не получится хорошая имитация серебра. Процесс завешается чисткой, шлифованием и полированием.
        Чернь. Бурятская чернь обладает удивительной долговечностью, исключительно благородным, красивым цветом – бархатистым, густо-черным, глубоким и сочным.
        Гравировка. Серебренные пластины орнаментированы также гравировкой. Здесь узоры выполнены в виде широких нарезов и тонких линий. Орнаментальные композиции: растительные мотивы, зооморфные, геометрические.
        Чеканка. Ею обрабатывались многие виды женского и мужского украшения, священные сосуды и предметы ламаистского культа, декоративные пластинки для бытовых вещей.
        На деревянный ящичек, залитый до краев смолой, кладется подлежащая художественной обработке пластина. На пластину наносится гравированной линией рисунок. Затем пластина укрепляется на смоле и мастер нужными чеканами выводит изображенное, ударяя по чекану молотком. Чеканка позволяет трактовать узор рельефно и плоско наподобие гравированного.
        Литье. Высокого уровня у бурят еще в прошлом достигло художественное литье из цветных металлов, сплавов и серебра. Из бронзы и меди отливались небольшие чаши, применявшиеся в качестве светильников, позже подсвечники и др. бытовые вещи. Формы их профилированные, вдоль венца сосудов проходят линейные узоры в виде поясков.
        В названных материалах выполнены также колокольчики, бубенчики, ажурные огнива, узды, шахматные фигуры.
        Филигрань. Для филиграни изготавливают серебряную проволоку с сечением менее 0,5 мм. Для этого применяют стальной волочильник с множеством отверстий разного диаметра: проволоку протягивают через отверстия с постепенно уменьшающимся диаметром и таким путем получают серебряную нитку.
        Ковка – растягивание и сплющивание металла под ударами тяжелого молота. Это один из первых технических приемов обработки металлов, известных человеку с древнейших времен. После длительной ковки металл становится упругим и легче поддается обработке.
        Золочение – кусок золота превращается в тонкую пластину и набивается на шероховатую поверхность какого – либо черного или цветного металла.
        Зернь – серебряные шарики. Тонко откованный кусочек серебра мелко нарезается, и обрезки опускаются на уголь – обычно обожженную березовую дощечку; здесь они под воздействием температуры плавятся и скатываются в виде шариков.
        Паяние серебряных деталей производится при помощи паяльной трубки «сорго», изготовленный из меди (зэд) или латуни (гуулин), имеющей изогнутый стержень и утонченный конец.

Литература
Hosted by uCoz