Область применения дерева как строительного и отделочного материала чрезвычайно широка. В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из доступного, хорошего материала , легко поддающегося обработке.
Художественная обработка дерева осуществляется выемчато-плоской, выемчатой, рельефной, и объемной резьбой. В технике выемчато-плоской резьбы выполнялась в прошлом орнаментация некоторых вещей, в технике рельефной резьбы – сюжетно-тематические изображения, в технике объемной резьбы – игрушки, шахматы, архитектурные работы.
Рельефная резьба – углубленный фон рисунка или узора. Изображение выпуклое, многоплановое, богатое светотеневыми контрастами.
Выемчатая или углубленная резьба – выполняется в трехгранно-выемчатой или скобчатой технике.
Трехгранно – выемчатой резьбой вырезается геометрический орнамент, формы которого имеют в своей основе треугольные, конические или квадратные пирамидки, стреловидные или полулунные углубления, опрокинутые вглубь материала. Самые разнообразные сочетания этих простейших элементов дают многообразный геометрический узор с красивой фактурой и богатой игрой светотени.
Скобчатая резьба – работая стамеской, резчик получает скобчатое углубление, или ноготок.
Объемная резьба – трехмерная пластика
Бурятская народная посуда изготовлялась преимущественно из дерева. Скромность декоративного убранства посуды полностью окупается профилированной изящной формой и естественным узорным рисунком древесины. Отсюда можно выделить ступки Агинских бурят, имеющие своеобразную резьбу на боковой поверхности.
Одним из распространенных приемов отделки является роспись, первоначально простая раскраска узорами лицевой поверхности мебели и покраска всей вещи в один цвет. Роспись в народном быту тесно связана предметами домашнего обихода – столом, кроватью, ящиком и т.д.
В дацанском монументально-декоративном искусстве роспись использовалась для оформления больших площадей интерьера и наружного убранства здания храма.
Роспись. Орнаментика забайкальских бурят во многом аналогична монгольской и испытала большое влияние орнаментального искусства буддийского Востока.
Роспись ящиков , столов и прочей мебели в Забайкалье характерна исключительной красочностью. Богатство орнаментальных мотивов, гармоничность цветовых сочетаний являются основными признаками забайкальской росписи. Растительные узоры представляют собой розетку, лепестки, листья, плод, стебли побег. Из геометрических узоров популярны кривые и зигзагообразные линии, меандры, круг.
Роспись Забайкальского типа не только изобилует разнообразным решением композиционных задач, но и отличается мажорным звучанием многоцветных красок щедро разлитых по поверхности украшенной мебели.
Некоторые узоры относятся к циклу буддийских. Например, мотивы колеса – хурдэ, символизирующего священный барабан, в котором, согласно буддийской легенде, Будда хранил свитки молитв, и мотив круга, разделенного на фигурные половины, которые изображали две священные рыбы, обитающие в священных водах Вселенной – Замбу.