Этнос - Семейские
Историческая справка | Материальная культура | Духовная культура

Духовная культура семейских - Семья

Свадьба семейских | Структура и состав семьи | Рождение и воспитание ребенка | Брак
Рождение и воспитание ребенка

        У русских Забайкалья в каждой семье несколько детей, а немало и многодетных семей, особенно у семейских.
        Раньше женщина рожала дома. В каждом селе были бабки-повитухи, которых за плату приглашали в дом к роженице принимать ребенка. Роженица раньше лишь к квашне (хлеб месить) не допускалась, считалась "не чистой", а остальные работы в хозяйстве делала нередко уже на 2-3-й день после родов. Нередко псами роды проходили где-либо в поле в разгар полевых работ, и в дальнейшем мать через короткое время брала грудного ребенка с собой в поле, где он и находился, пока она работала. До недавнего времени аборт считался у семейских большим грехом, и даже теперь женщины просят врача держать это в тайне. Рожают теперь в больнице под присмотром врача. Но далеко еще не во всех селах есть хорошие родильные отделения. Иногда женщины, особенно семейские, стесняются идти рожать в больницу, если знают, что родильное отделение недостаточно изолировано от других палат, в частности от мужских.
        Роженица в родильном отделении находится с ребенком в течение недели под наблюдением врача. Продукты для питания рожениц, как и вообще больных, отпускает колхоз (мясо, яйца, молоко, сметану, творог, ягоды, круны, хлеб и т. д.). Питание выдается бесплатно, и, кроме того, колхознице оплачивается больничный лист.
        Улучшилось наблюдение и уход за грудными детьми. Молодые матери прислушиваются к советам врача, обращаются к нему за консультацией. Вышли из употребления свивальники. Для грудных детей ставят детские кроватки, деревянные или металлические с сеткой. Раньше грудных детей всегда качали в люльках, подвешенных К потолку на деревянном оцепе или пружине. Теперь такие люльки встречаются лишь в домах, где ребенок находится на попечении бабушки.
        До недавних лет сохранялись еще некоторые обряды, связанные с рождением детей. В частности не изжит обряд крещения детей. У семейских этот обряд сохранялся почти повсеместно. У сибиряков и казаков он частично изжит. Большую роль в обряде крещения детей играет старшее поколение. Молодые супружеские пары зачастую вынуждены крестить детей по настоянию своих родителей, так как те отказывались присматривать за "нехристем". Насколько еще был живуч этот обряд, свидетельствует и то, что его придерживались даже при смешанных браках. Иногда бабушки крестили даже тех внучат, которые живут в городе и приезжают только летом погостить.
        Крестины у семейских проводились на восьмой день после рождения ребенка. Раньше крестил священник в церкви или молельном доме, а в 1959-1960 гг. на дому крестил уставщик, с а иногда кто-либо из престарелых в семье, обычно бабушка. В кумовья обычно выбирали сестру роженицы, а если ее не было, то сестру отца ребенка. Неродственников запрещали брать в кумовья, так как в будущем это ограничивало (в силу запретов брака) возможность брака между членами покумившихся семей. Во время крещения кума держала ребенка, а уставщик читал молитву. Затем он брал ребенка у кумы и погружал его по шею в теплую воду. Во время погружения в воду уставщик нарекал имя, которое приходилось по святцам ко дпю рождения ребенка - мальчику можно было давать имя, которое приходилось по святцам за 8 дней до рождения или за 8 дней после рождения, а девочкам - только за 8 дней после рождения. В некоторых многодетных семьях в результате крещения уставщиком иногда даже встречались одинаковые имена - два Ивана, две Анны, два Василия. "Так по книге пришлось",- говорят в семье. После крещения надевали на шею крестик.
        При крещении нарекали то имя, какое приходилось по святцам на день рождения ребенка, но так как крестили спустя много времени после рождения, то это было второе имя.
        "У меня все дети крещеные,- говорила М. Т. Варфоломеева из Хонхолоя,- я и дочериного сына, когда он был у меня в гостях, окре стила. Дочь его Юрием назвала и в метрике за писала Юрием, и зовем Юрием, а крестили его Павлом по книге".
        При регистрации в сельском Совете родители записывают то пмя, которое им больше правится и которым называют ребенка в семье. Иногда матерп и не помнят имени сына или дочери, данного уставщиком, если в метрике записано другое имя. Это уже свидетельствует о том, что обряду крещения не придается первостепенного значения и этот пережиток хотя и медленно, но уходит из жизни.
        В семейских селениях еще многие мужчины носят такие теперь редкие имена, как Люкорг Вавил, Изот, Харлампий, Елуп, Феопан, Анта-мон, Викула, Калистрат, Пимен, Арефий, Аноха, Леферий и др. Уходя на действительную службу в Советскую Армию, молодые люди называли себя другими именами, выбирая то, какое нравится (чаще всего Валентин, Владимир, Анатолий, Виктор). И опять-таки получается, что и молодого человека по паспорту одно имя, а в жизни другое. У семейских женщин можне встретить и такие имена, как Мокрида, Секлетея, Фекла, Пульхерия, Фамаида, Ненила, Хамаида, Ахимья, Елгинья.
        Крестины у семейских сопровождалпе обычно небольшим празднеством. На крестины так называемые родины, приглашали кроме уставщика и кумы также родных и соседей. Родственники, приглашенные на родины, приноси ли обычно пироги с рыбой, разные печенья Крестная дарила новорожденному рубашку а гости - деньги. По традиции в 1961 г. в семейских селах некоторые матери покупали родившейся дочери атлас и шелк на сарафан, хот девушки уже не носили семейскую одежду считая ее малоудойной и немодной.
        В некоторых семьях через год после рождения ребенка устраивалось празднество с угощением. Гости приносили традиционные пирог с рыбой, печенье, жареное мясо. Этот обычай - приходить на крестины с пирогами и дарить новорожденному подарки (теперь дарят обычное ожерелье, игрушки) - сохранился до сих пор. В семьях интеллигенции ежегодно отмечали день рождения детей.
        В разных селах и в разных семьях наблюдаются разные темпы ухода из жизни патриархальных и религиозных пережитков. Быстрее, например, они уходят в Хонхолое, Мангуте, где общий уровень культурного развития населения был выше, чем в Большом Куналее и Бичуре.
        Большую роль в воспитании детей играют детские учреждения. Во всех селах Забайкалья организованы детские ясли, детские сады. Для детей рабочих и служащих детские ясли и сады работают круглогодично. В колхозах в 1961 г. эти учреждения работали сезонно, только в период напряженной поры в колхозе (посевная, уборочная). Обычно они рассчитаны на 25-30, иногда на 50 детей. Обслуживающий персонал чаще всего без специального образования, в лучшем случае воспитателями работали девушки с семиклассным образованием, прошедшие краткосрочные курсы воспитателей.
        Размещались ясли и сады большею частью в старых жилых домах. Обычно они состоял из кухни, столовой и спальни, где стояли металлические или деревянные кроватки для каждого ребенка. В некоторых селах построены типовые здания детских учреждений (Никольское, Бичура, Сухой Ручей, Улеты, Турунтаево и др.).
        В Малом Куналее по типовому проекту построен детский сад и ясли на 100 детей. В Узком Лугу на центральной усадьбе открыт детский сад и ясли в новом здании, построенном по типовому проекту. Новые детские сады и ясли строятся с водяным отоплением. В типовых постройках предусмотрены специальные комнаты для игр детой разного возраста. В этих комнатах на полу разостланы ковры, и дети здесь играют после прогулок на воздухе. Вокруг дома обычно садик, где оборудованы площадки для игр. Но таких благоустроенных детских учреждений в 1960 г. было мало.
        Детские ясли и сады обычно расположены в центре села, но в Забайкалье села большие, растянутые па десятки километров, в результате чего родители много времени тратят на то, чтобы утром отвести ребенка в сад или ясли, а вечером забрать домой. Только в Хонхолое детей перевозят в специальных крытых фургончиках. Утром фургончик, запряженный лошадью, ездит по домам, собирая детей в садик. Дети, всегда уже готовые, ждут фургончик каждый у своего дома, а вечером в этом фургончике их развозят по домам. На колхозных собраниях было решено иметь детские сады' и ясли в бригадах, отделениях.
        Теперь все дети школьного возраста учатся в школах, сколько бы пи было детей в семье. Во всех селах Забайкалья построены большие удобные школьные здания, в некоторых школах оборудовано водяное отопление. Раньше даже из зажиточных семей не всех детей отдавали в школу. Учить дочерей вообще считалось лишним, а из сыновей учили одного, реже двух, чтобы в семье был свой грамодный. Для всех детей не считали возможным тратить деньги на обучение, а во многих семьях просто не было средств платить за обучение и подчас детей зимой не во что было одеть.
        В некоторых семьях для детей школьного возраста в новых домах выделяют отдельную комнату, где они занимаются и спят. Спят дети на отдельных кроватях со всеми постельными принадлежностями. Раньше дети спали все вместе на войлоке - зимой на полатях, а летом на полу, укрывшись какой-либо старой верхней одеждой. Зимой иногда укрывались шубными одеялами, если спали на полу, а на полатях и не укрывались, так как было и без того жарко от печи. Спали не раздеваясь, "в чем ходили", только в праздничной одежде не спали.
        В забайкальских селах всегда уделялось большое внимание трудовому воспитанию детей с раннего возраста. Семилетние дети помогали матери по хозяйству, убирали в доме, присматривали за маленькими сестрами и братьями. Дети 9-10 лет уже работали в огороде - пололи, поливали и т. п. Теперь трудовым воспитанием детей занимаются не только семья, но и школа и колхоз.
        Мальчики 12-14 лет летом работают в колхозе на уборке сена погонщиками лошадей. С организаций производственных лагерей школьники 4-б-х классов работают на пришкольных участках - в саду, огороде, цветнике, где за ними на лето закрепляется определенный участок работ. Учащиеся старших классов работают 1-2 месяца в производственных лагерях на каком-либо участке колхоза или на ферме, где они и живут. Так, в Хонхолое школьники 6-8-х классов вместе с педагогом работали летом 1960 г. в производственном лагере на колхозной животноводческой ферме Мунхап. Первая смена лагеря в 28 чел. работала с 15 июня до 15 июля, а вторая примерно в таком же количестве - с 15 июля по 15 августа. Производственный лагерь в Хонхолое работает с 1958 г. Школьников, желающих работать, больше, чем позволяют жилые помещения и столовая. В I960 г. закончилось строительство большого жилого дома (культбазы) на ферме, и в 1961 г. на этой ферме работало уже больше школьников.
        Школьники в производственном лагере выполняют все работы по ферме: кормят поросят, заготовляют корм для овец, пропалывают прифермский участок и т.п. Детям нравится работать в таком лагере, они привыкают к труду в общественном хозяйстве, приобретают трудовые навыки. В лагере соблюдается режим работы, питания, отдыха. Организовано коллективное питание. Продукты отпускает колхоз, а готовят по очереди. За продукты колхоз производил расчет по окончании работы лагеря. За труд колхоз оплачивал по общим нормам, а за перевыполнение норм - дополнительно, и это создало у школьников известную заинтересованность. Некоторые школьники таким образом собирают деньги на путешествие, в которое затем отправляются с педагогом.
        Во время учебного года в школах введены занятия по труду. Для девочек проводятся практические занятия по домоводству, для мальчиков - по слесарному, столярному делу. Лучшие изделия учеников демонстрировались на выставках в Улан-Удэ и Чите.
        В Доме пионеров в Улан-Удэ в сентябре организовали выставку результатов работ учащихся на пришкольных учебно-опытных участках. На ней экспонировались редкие для Забайкалья синие баклажаны, перцы, подсолнухи, помидоры и другие культуры, выращенные в открытом грунте и в теплицах. Экспонируются л дневники, в которых записаны наблюдения со дня посева до получения урожая.
        Новым делом в сельской местности, в частности в колхозах, стала организация летнего отдыха школьников. В каждом районе созданы пионерские лагеря, где школьники летом отдыхают. В Куйтуне (колхоз "Рассвет") колхоз в 1956 г. построил в лесу несколько новых типовых зданий. За лето здесь отдыхало в две смены по 80 детей в возрасте от 8 до 14 лет. Колхоз обеспечивал детей хорошим питанием (молоко, сливки, масло, творог, яйца, мясо, хлеб. крупы, картофель). Молока отпускалось по 0,5 л на человека в день, а яиц по 2 шт. За пребывание в лагере родители платили в колхоз по 15 руб. за смену (за 25 дней). Регулярно (раз в неделю) приезжал врач и осматривал детей, а также делал санитарную проверку спален и территории.
        В лесу около Малого Куналея отдыхали в палаточном лагере школьники Бичурского аймака. Хороший летний стационар для отдыха школьников организован в живописной местности Кыринского района Читинской области.
        Воспитателями и пионервожатыми в летних лагерях отдыха работают педагоги. Школьники ходят в походы, во время которых изучают лекарственные растения, собирают гербарии, образцы полезных ископаемых и т. д.
        Организация пионерских и производственных лагерей - новое дело, имеющее большое значение для воспитания молодого поколения.

Литература
Hosted by uCoz